Под занавес 2011 года мы обещали своим читателям рассказать о развитии ситуации вокруг поселка Каджаран, жители которого объявили, что не намерены подчиниться решению правительства о признании части принадлежащих общине земель общественной собственностью с последующим отчуждением их в собственность Зангезурского медно-молибденового комбината. Разработка недр на территории общины и смежных угодьях, горно-взрывные работы на уровне чуть выше села приведут к тому, что как населенный пункт Каджаран, основанный еще в XII веке, просто исчезнет с лица земли. Такая же участь ожидает еще 5 деревень, территория которых приглянулась разработчикам.
Каджаранцы со своей земли уходить не хотят, они хотят остаться в своих домах рядом с могилами своих родных. Марзпет Сюника Сурен Хачатрян (Лиска) обещает, что "передвинет кладбище" и выплатит населению общины компенсацию, но люди не хотят никаких компенсаций, они хотят жить в своих домах и не тревожить могилы усопших. Вполне естественное желание, не правда ли? Остается недоумевать, почему родное правительство этого не понимает…
Руководитель общины Рафик Атаян, чье имя на исходе года было у всех на слуху и чей рейтинг зашкаливал на самой высокой отметке, обойдя рейтинги всех чемпионов и шоуменов, отказался подписать соответствующий договор об отчуждении общинных земель, а взамен представил марзпету Сюника заявление об отставке и сдал партбилет РПА. Кстати, в решении правительства говорится, что посредством отчуждения земель оно решает социальные вопросы. Надо полагать, сотни лишенных крова людей реализации этого решения сильно "поспособствуют"…
Незадолго до новогодних праздников телеканалы продемонстрировали видеозапись беседы сюникского марзпета с молодыми представителями Экодвижения. Сурен Хачатрян откровенно угрожал ребятам, дескать, если будете себя хорошо вести, то с вами ничего не случится. За угрозами последовали выпады а-ля "умолкни, коротышка" и прочее в том же духе. До рукоприкладства, слава богу, дело не дошло, но запись вполне наглядно свидетельствует о том давлении, которое марзпет и его челядь оказывают на каджаранцев и тех, кто осмелился встать на их защиту… Между тем парламентская оппозиция высказала мнение, что решение о признании земель каджаранской общины общественной собственностью противоречит Земельному кодексу, а каджаранцы объявили, что будут стоять за свою деревню до конца. Каджаран для этих людей не место жительства, а Родина, и они ее не сдадут, а что касается ископаемых, то Атаян заявил, дескать, неплохо бы оставить кое-что и следующим поколениям.
В самый разгар противостояния марзпета и каджаранцев одна газетка напечатала дезу про то, что Атаян якобы забрал из марзпетарана свое заявление об отставке, но каджаранский староста сразу же объявил, что заявление в силе. Экодвижение поддерживает каджаранцев, но было бы лучше, если бы к этой поддержке присоединились и другие общественные структуры. Марзпет Сюника оказывает постоянное давление на каджаранцев — в деревне нет ни газа, ни постоянного водоснабжения, а люди все равно не хотят уходить и нуждаются в поддержке соотечественников, в нашей поддержке, потому что все знают, что такое быть под давлением Сурика Хачатряна…
Общественные движения на то и существуют, чтобы контролировать власть. Правительство приняло решение в ущерб населению, стало быть, это неверное решение и его следует отменить, а не накалять страсти в разгар предвыборной кампании, которая в новом году уже набирает обороты. Каджаранская история вызвала большой общественный резонанс. Люди борются за право жить на земле своих предков, которое пытается отнять у них собственное правительство…
Правительство обязано отменить непопулярное решение по поводу отчуждения общинных земель, в противном случае столкновений не избежать. Каджаранцы объявили, что будут стоять до последнего, а если потребуется, то лягут под бульдозеры. Люди не отступят и не уступят ни пяди своей земли — людям некуда идти, они не желают отказываться от своих домов, от родных могил ради чьей-то наживы. Ни для кого не секрет, что в горнодобывающей области сокрытие налогов достигает космических цифр…
29 декабря Экодвижение провело пикеты у здания правительства и резиденции главы государства с требованием оставить каджаранцев в покое. В последние дни прошлого года премьер-министр Тигран Саркисян от имени правительства пообещал сделать так, чтобы недовольных не было. "Мы придем к согласию посредством компенсации", — пообещал глава кабинета, сославшись на то, что решение о разработке недр на территории Каджарана было принято еще при советской власти. Этим, по его словам, и объясняется то обстоятельство, что в последующие годы многие жители покинули деревню, однако когда нынешняя власть заговорила о компенсации, то они вернулись и теперь требуют свою долю. Премьер заверил, что компенсация достанется всем. Вопрос в том, согласятся ли каджаранцы покинуть свои дома в обмен на щедрую компенсацию?
На днях руководство медно-молибденового комбината объявило, что не заинтересовано в ликвидации деревни и что комбинат не претендует на принадлежащую общине территорию. Об этом объявил лично Максим Акопян. Он заявил, что каджаранцы без причины "подняли вой". Спрашивается, почему же тогда глава правительства говорит о компенсации, а само правительство не торопится отменить решение об отчуждении принадлежащих общине земель в пользу "общественных интересов"?
Судьба Каджарана никого не оставила равнодушным. Свое слово в поддержку общины сказал и самый народный артист Армении: интервью с Сосом Саргсяном читайте в следующем номере газеты.
