Логотип

«БАРГАВАЧ АЙАСТАН»- БЕГ И СВЕРХЗАДАЧА

4 мая на Театральной площади в Ереване состоится грандиозный митинг, которым "Баргавач Айастан" завершит свою предвыборную агитацию

Как и подобает серьезному изданию, мы не бросились комментировать предвыборные списки партий сразу после их публикации, а дождались реакции общественности, которой предстоит 6 мая выразить свое отношение к ним путем заполнения бюллетеней. Реакция общественности на предвыборный список "Баргавач Айастан" проявилась преимущественно в виде признания профессиональных качеств Вардана Осканяна и Микаэла Мелкумяна, а также залпов смеха по поводу одного политически полигамного персонажа на проходной строке списка. Мы не будем повторять скабрезные выпады отдельных изданий в адрес этого персонажа — газета не забор, хотя иной раз, чтобы сказать правду, можно эту истину проигнорировать, но это не наш случай, ибо нас интересуют не те, кто вызывает смех, а те, кто способен принести голоса.

За исключением Вардана Осканяна и Микаэла Мелкумяна, профессиональные достоинства которых, повторюсь, в комментариях не нуждаются, предвыборный список составлен в обход элементарных технологий, гарантирующих привлечение голосов. У Царукяна и его окружения была возможность представить действительно проходной, более того, прорывной список, который мог бы составить конкуренцию списку республиканцев, но представили то, что представили, стало быть, либо не очень стремились сыграть на разнице, либо не сумели.

Все упирается в сверхзадачу: если партия действительно хочет завоевать 50 плюс 1%, то этой задаче список явно не соответствует. А если сверхзадача сводится к тому, чтобы потеснить (слегка) партию президента с монопольных позиций на правящем фланге, то для этого случая подошел бы любой список, во главе которого красовалась бы фамилия Царукяна.

Декларируя притязания на 50 плюс 1%, партия устами своих представителей постоянно говорит о неприемлемости деления политического поля на белое и черное, то есть на власть и оппозицию. Если "Баргавач Айастан" сводит свою роль на майских выборах к обеспечению промежуточного колора, то список этому намерению вполне соответствует, а вот победить с таким списком будет нелегко. Не исключено, что партия сделает упор на предвыборной программе, например, на том ее положении, которое обещает, что в случае победы фракция "Баргавач Айастан" инициирует принятие закона, который избавит от всех налогов семейный бизнес. Этот пункт программы может изрядно воодушевить избирателей. Разумеется, поле деятельности семейных подрядов должно быть этим же законом ограничено: семейный бизнес не должен касаться производства ряда пищепродуктов (например, детского питания), лекарственных препаратов, оружия и проч. Впрочем, не будем забегать вперед…

В тех марзах, где население традиционно голосует по указке гюхапетов-республиканцев, "Баргавач Айастан" вряд ли наберет рекордное число голосов. Несмотря на широкую благотворительность фонда Царукяна по части раздачи угля, семян и тракторов, результаты голосования в сельских районах, по оценкам наблюдателей, вряд ли будут утешительными в том смысле, что партии Царукяна удастся разве что подышать республиканцам в спину и местами наступить на пятки. Скорее всего, партия будет стремиться укрепить позиции в городах и попытается оттянуть голоса от оппозиции посредством соответствующей риторики, но и здесь "Баргавач Айастан" допустила ряд промахов. Все перечислять не будем, ограничимся одним: когда после резкой критики в адрес правительства с трибуны партийного съезда Царукян спустился со сцены в зал и занял кресло рядом с президентом страны, то общественность поняла главное: какой бы резкой ни была критика Царукяна, он всегда вернется на исходную точку, к президенту…

С трибуны съезда Царукян обрушил на головы своих партнеров по коалиции целый ушат критики и при этом, как ни парадоксально, лишился симпатий протестно настроенной публики. Не случайно почти все телеканалы в своих репортажах о съезде сосредоточились на одном-единственном кадре: Царукян под грохот оваций идет по красной дорожке на сцену, говорит с трибуны то, что говорит, и возвращается на свое место рядом с президентом Сержем Саргсяном. Этот кадр, повторюсь, в репортажах о съезде "Баргавач Айастан" занял центральное место: несколько дней кряду отечественные телеканалы многократно прокручивали, как Царукян идет по красной дорожке на трибуну, говорит и возвращается в соседнее с президентом кресло, лишая себя одним жестом шанса сыграть 6 мая на оппозиционном поле и оттянуть на себя голоса протестно настроенной публики.

Эта публика отвернулась от Левона после диалога конгресса с "монголо-татарской" властью, что мгновенно сказалось на численности митингов. Недавние похождения Раффи Ованнисяна, в результате которых оппозиция не смогла выставить в мажоритарных округах по одному единому кандидату, тоже разочаровали критически настроенную общественность. В этих условиях Царукян вполне мог притянуть к себе ее голоса… Зато его окружение по сей день похваляется тем, что президент досидел до конца съезда. Еще бы! Он-то точно знал, куда вернется Царукян после своей громкой речи, как некогда знал и то, чем обернутся для левоновского конгресса 6 раундов диалога с рабочей группой коалиции. Седьмой уже не понадобился: политизированная общественность воочию убедилась в готовности Левона пойти на соглашение с властью, которую он обзывал "бандитской" и "монголо-татарской", что и требовалось… показать.

Примечательно, что, кроме отдельных слабых выпадов в социальных сетях, никто из республиканцев не напомнил публично Царукяну, что, критикуя власть, следовало для начала заняться самокритикой и признать, например, что ответственный за самую коррумпированную сферу (здравоохранение) Арутюн Кушкян — член команды Царукяна, что ответственный за социальные задачи и трудовую деятельность населения Артур Григорян — тоже член "Баргавач Айастан", как и ответственный за градостроительство Вардан Варданян. В этой связи не очень понятны последние "размышлизмы" Осканяна на тему, что формальная коалиция, то есть когда республиканцы что хотят, то и делают, — это плохо. Надо понимать, если, к примеру, Микаэлу Мелкумяну в новой коалиции достанется пост министра экономики, то тогда коалиция будет уже не столь формальной? Если Осканян попытался таким образом уточнить сверхзадачу, то это ему "удалось"…

Партии готовятся к предвыборной агитации, и "Баргавач Айастан" может наверстать упущенное проведением грамотной агиткампании. Увы, персона руководителя предвыборного штаба ну никак не наводит на мысль о победе. Вообще складывается впечатление, что партия действует спонтанно, без наличия грамотных прогнозов о том, где и сколько голосов она планирует получить и как определить главное направление агитудара. Вардан Варданян, согласитесь, далеко не Овик Абрамян, и вряд ли его тактика предвыборной агитации окажется выигрышной, впрочем, не будем забегать вперед, ибо складывается впечатление, что Гагик Царукян еще окончательно не уточнил для себя сверхзадачу, иными словами, пока не совсем ясно, чего он хочет на самом деле. Временами эта партия напоминает Геннадия Зюганова в 1996 году, когда все шутили, дескать, больше всего Гена боится победить на выборах, потому что не знает, что с этой победой делать. С другой стороны, если партия проиграет республиканцам, то вряд ли дальнейшее ее пребывание на политических подмостках будет связано с какой-либо иной перспективой, кроме той, что позволит Царукяну благополучно развивать свой бизнес. Фактор непредсказуемости, конечно же, в контексте майского голосования никто со счетов не сбрасывает, но победа, как правило, есть следствие точно спланированных действий. Не будем ссылаться в нашем разговоре на всякого рода нечистоплотные действия партий-фаворитов: в ходе предвыборной борьбы особо чистеньких не бывает, к тому же победа завоевывается всегда вопреки проискам и маневрам противника. В нынешней битве фаворитов победит тот, кто окажется гибче…

Сегодня многие спорят о том, состоится ли после выборов коалиция РПА — "Баргавач Айастан", хотя спорить следует на тему, на чьих условиях эта коалиция состоится. 6 мая даст ответ на этот вопрос. Пока можно сказать лишь, что РПА и "Баргавач Айастан" удалось создать интригу в том смысле, что на старте предвыборной агитации особо впечатлительные надеются, что Царукяну удастся одолеть республиканцев. Прагматики в свою очередь прикидывают, сколько портфелей затребует Царукян в обмен на свое присутствие в новой коалиции и признание итогов выборов. Реалисты же исходят из того, что пышная предвыборная атрибутика, широкая благотворительность, кипы партбилетов, толпы соратников и брызги шампанского только подтверждают истину, что порой, чтобы остаться на том же месте, надо очень быстро бежать, чем, похоже, и занята сегодня вторая партия действующей и, возможно, будущей коалиции.