Если взаимоотношения звеньев власти — законодательной — судебной — исполнительной неэффективны, страдают десятки тысяч людей. Для наглядности приведу два примера чудовищного обращения с законом в отношении пенсионеров.
8 лет на исполнение закона
Закон РА "О финансовой надбавке к пенсиям за ученую степень" был подписан президентом Р.Кочаряном 26 декабря 2000 года. Согласно ст.19, п.3 закона, "государство выплачивает дополнительно к пенсиям надбавки за ученую степень"… В том же законе прописано, что порядок определения и размер надбавки возложены на правительство, а финансовую составляющую предполагалось утвердить по предложению полномочного государственного органа.
И вот сегодня, через 8 лет после того, как закон вошел в силу, 15 ведущих ученых страны — профессора и доценты, кандидаты и доктора наук — тщетно пытаются получить ответы на два простых вопроса: почему до сих пор не действует данный закон и когда он будет соблюдаться? Эти вопросы они адресовали во все соответствующие звенья власти — в Госкомитет по науке, министру образования и науки, министру труда и социальных вопросов, спикеру НС, премьеру и президенту.
Ответы, полученные за разными подписями, похожи, как близнецы-братья. Вкратце все сводится к оправданию, что-де Минобразования и науки в свое время представило в правительство проект правительственного постановления об обеспечении ст.19, п.3 вышеозначенного закона. Но, как говорится в письме министра С.Сейраняна, правительство не приняло сей проект. Ученых мужей в письме обнадеживают, что в 2009 году предполагается внести новые изменения и дополнения в Закон РА "О научной и научно-технической деятельности". В заключение министр С.Сейранян обещает вернуться к вопросу о надбавках после принятия этих самых изменений и дополнений.
Остается надеяться, что эту инициативу не постигнет участь мертворожденного закона, который так и не вступил в силу с момента публикации.
Минсобес против граждан
Но если за неисполнение закона "О финансовой надбавке к пенсиям за ученую степень", принятого восемь лет назад, за давностью события некого призвать к ответственности (сменилось несколько поколений чиновничьего аппарата на всех уровнях, призванных обеспечить действие закона), то все действующие лица и исполнители дела по судебному вердикту (заметьте, вступившему в силу 11 августа 2008г.!) пока на своих местах.
Речь о двухлетней тяжбе между армянским Центром защиты прав человека им. А.Сахарова и Госфондом соцстрахования РА и "ВТБ банк-Армения", в результате которой в последней апелляции в Гражданский суд Еревана судья Эдуард Аветисян внял доводам защиты пенсионеров об их праве получать пенсию не в ограниченные, согласно договору между фондом и банком, 10-15 дней, а в любое удобное время. После вступления в силу судебного решения несколько месяцев банк продолжал в прежнем режиме ущемлять права пенсионеров, требуя их являться за получением пенсии в сжатые сроки. И это вопреки отмененному им же пункту договора, по которому определялись сроки выдачи. Но после очередного вмешательства "ГА" в ЗАО "ВТБ банк-Армения" обязались с 1 ноября 2008 года свято блюсти судебный вердикт и не отступать от обретшего силу закона решения суда. И слава богу.
Однако государственная структура — Министерство труда и социальных вопросов, т.е. исполнительное звено власти — не просто проигнорировала судебное решение, но и нашла способ обойти его по своему усмотрению: состряпали поправки в статью закона "О пенсиях", где вновь ограничили срок предоставления пенсии через банки (теперь до 20-го числа каждого месяца). И что примечательно, на депутатский запрос Ларисы АЛАВЕРДЯН в парламенте министр Арсен АМБАРЦУМЯН сослался на поправки к закону, для наглядности приведя статистику: мол, по положению на 12 марта в Ереване уже 92% пенсионеров получили причитающуюся им пенсию, фактически же дело доходит до 94%. Остальные 8-6% пенсионеров могут рассчитывать на нее в следующем месяце. А какой процент этих людей приходится на 34-тысячную армию пользующихся услугами банка, г-н министр не стал утруждать себя ответом.
Позиция министра обескураживает самоуверенностью несостоятельного госчиновника, возглавляющего госструктуру, позволяющую себе распоряжаться средствами тысяч граждан, отработавших на своем горбу эти деньги. В отписках на запросы Центра им. Сахарова Министерство труда и соцвопросов без зазрения совести жалуется на лимит времени — они, видите ли, не успевают произвести расчеты. И, наверное, чтобы не тревожить благостный покой персонала, они решили взыскать за свою несостоятельность с бедных пенсионеров.
Теперь исправить сложившуюся ситуацию может только Конституционный суд. Центр им. Сахарова не теряет надежды, что найдет представителя для обращения в высшую судебную инстанцию.