Логотип

СТАРШИЕ ШКОЛЫ: ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ, ПОКА НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ

 

К сожалению, эта школа просуществовала лет 5. Теперь Минобр предложил систему старших школ (СШ). За год с небольшим в стране задействовали 45 старших школ. В 2010г. к ним прибавятся еще 48. В целом же стратегическая программа реформы образования предусматривает создание в республике 150 старших школ по 11 направлениям (физико-математическому, естественному, гуманитарному, ремесленническому и т.д.).

О том, насколько оправдан формат старшей школы в системе образования, сегодня рассуждают родители и учителя.

Мануш ОГАНЯН: «Не вижу разницы»
— На примере своего сына скажу, что обучение в старшей школе никакой разницы не дало. Мы так же вынуждены оплачивать услуги репетиторов, чтобы иметь гарантии для продолжения образования в вузе. И в качестве репетиторов выступают… его же преподаватели, а дополнительные занятия проводятся в той же школе.

НО НАМ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЕЩЕ ПОВЕЗЛО. Родственники, проживающие в марзе, вынуждены были отправить девочку в город, где находится единственная в округе старшая школа. Так они теперь выкладывают деньги не только на репетиторов, но и на содержание дочери в чужом городе, и за аренду квартиры.

«Реформу начали, а фундамент не заложили»
Преподаватель вуза Мельсине АКОПЯН (педагогический стаж 40 лет, из них 25 — в высших учебных заведениях) констатирует, что выпускники старших школ, приходя в институт, особыми знаниями не выделяются.

— ВО-ПЕРВЫХ, ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА РОДИТЕЛИ И ДЕТИ ДЕЛАЮТ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ. Во-вторых, для самих школ не разработаны учебники и дидактические материалы, то есть не заложен фундамент обучения. Поэтому и результатов нет. Хотя идея обучать одаренных детей вместе и по усложненной программе привлекательна. Но стоит вникнуть в суть — и становится очевидно, что ничего не изменилось. Если предметы те же, преподаватели те же, а учебников специальных и вовсе нет, то что изменилось? Разве что можно приветствовать компьютеризацию школ. Но это надо сочетать с традициями и методами, которые за долгие годы оправдали себя. Отказ от нажитого опыта губительно скажется на всей системе образования.

«Все расходы взвалили на учителей»
Солидарны с г-жой М.Акопян и учителя старшей школы города Мегри, чьи фамилии по их просьбе не называем. Они жалуются на систему организации работы в СШ.

ПО ИХ СЛОВАМ, учителя ежемесячно вынуждены платить из своего кармана (5500-6000 драмов) за приобретение бесполезных методических пособий и путеводителей. Кроме того, по новым требованиям в старших школах обучение в целом основано на тестах. И поскольку всю процедуру тиражирования заданий возложили на учителей, то им прибавилось забот: достать бумагу, набрать задания на компьютерах, ксерокопировать их, а главное, за все это платить самим. И так практически на каждом уроке. Откуда взять столько денег? Поэтому кто с учащихся собирает, а кому повезет — внуки могут на компьютере набрать текст. Но сколько это может продолжаться? Ясно, что подобный подход неприемлем для преподавателей, да и учащиеся сами уже осознают, что полученные методом тестирования знания им не пригодятся в дальнейшем.

«У концепции есть свои плюсы»
Высказался на эту актуальную тему также министр образования и науки Армен АШОТЯН.

— ПОЛНОСТЬЮ ПРИНИМАЮ ОБВИНЕНИЯ, связанные с отсутствием необходимых новых учебников в старших школах. Этот вопрос будет решен в 2010 году. Выпуск книг по четырем предметам будет заложен в госбюджет, по остальным — за счет специального фонда. Будем создавать учебники не только на существующий 10-й класс старшей школы, но и «догоним» 11-й класс будущей школы.

Но я не согласен с мнением, что старшие школы не являются шагом вперед по сравнению со старшими классами общеобразовательной школы, — отметил министр, пообещав, что в старших школах уже к будущему году будут созданы условия для получения более качественного образования. — Так, учителя старших школ получают на 20% больше коллег из общеобразовательных учебных заведений. К тому же по новому закону «Об образовании» СШ перейдут под юрисдикцию Минобразования и науки, что позволит администрировать их напрямую.

Кроме того, в этом году в СШ удалось привести дополнительные инвестиции. В частности, если по республике компьютерная оснащенность в среднем составляет 38 к 1, то в старшей школе на 20 учеников приходится 1 компьютер. Это показатель, присущий передовым странам, в частности Эстонии, чей опыт мы хотим перенять.

КАКИЕ БЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ МНЕНИЯ НИ ЗВУЧАЛИ, маховик запущен. Под концепцию старших школ заложены большие деньги. Это признают все, в том числе и часто сменяющиеся министры образования. А расплачиваться за полученные под реформу школы кредиты в будущем будут как раз сегодняшние ученики. Хотя оправдано было бы под предлогом кризиса свернуть или заморозить весьма сырой, на наш взгляд, проект. Почему этого не произошло, объясняет (правда, не слишком убедительно) Армен Ашотян:

— В 2008 году, когда ничто не предвещало экономический кризис, были уже выбраны 10 старших школ, выделены средства. Так что законсервировать реформу обошлось бы системе гораздо дороже. Эффективнее было продолжить проект.

Между тем

Как умеют — так и пишут
Министерство образования и науки РА намерено уделять больше внимания качеству школьных учебников, заявил на недавней пресс-конференции министр Армен Ашотян, признавший, что действительно порой качество учебных материалов оставляет желать лучшего. «Чаще всего учебники написаны слишком научным языком, итогом чего может стать потеря интереса к предмету со стороны учащихся», — сказал А.Ашотян.

Он напомнил, что раньше в комиссию по оценке содержания учебников входили как школьные учителя, так и преподаватели вузов и методисты, и преподаватели вузов оказывали давление на учителей, из-за чего содержание учебников и носит зачастую тяжелый, «академический» характер. «Теперь же будут действовать две отдельные комиссии — учителей и преподавателей вузов, и оценка качества учебника будет даваться на основе их мнений», — сообщил министр. «Учебники пишут наши соотечественники, и, надо признать, как умеют — так и пишут. Но уж лучше остаться совсем без учебника, чем проходить предмет, опираясь на материалы неудовлетворительного качества», — заявил он. При этом А.Ашотян сообщил, что в 2010г. на издание учебников для начальных классов, а также по некоторым предметам для старших школ из госбюджета будет выделено 700 млн драмов. Кроме того, специальным фондом на издание учебников для старших школ будет выделено 1,8 млрд драмов.

ОТ РЕДАКЦИИ

Сделают ли эти миллионные затраты учебники качественными, никто гарантировать, впрочем, не может. Да и судьи кто? При чтении большинства наших учебников порой складывается впечатление, что их авторы не только никогда не входили в класс и не работали с детьми, но и не учили уроков с собственными детьми, да и сами они детьми никогда не были. В одном министр прав: итог — полная потеря у детей интереса к предмету и школе вообще. А чего можно было ждать, если даже в начальных классах дети «забавляются» тем, что соревнуются: кто больше ошибок найдет в учебнике… по родному языку.

Непонятно также, как стыкуются (преемственность — обязательное методическое требование к учебным программам и пособиям) учебники, пусть даже замечательные, написанные разными авторами для разных классов. До сих пор такой преемственностью из-за ежегодной чехарды со сменой учебников наших детей не баловали.

Напрашиваются и другие «крамольные» вопросы. Например, как министерство вообще угораздило объявлять о создании специализированных старших школ, не имея при этом готовых и апробированных учебников по всей номенклатуре углубленно изучаемых предметов? Возможно, это произошло по тому же принципу, по которому в 1-й класс стали принимать 6-леток, так и не оборудовав для них в большинстве школ специальных помещений, как это декларировалось.

Видимо, для чиновников от образования 3-5-10 и т.д. поколений детишек, которых учат сегодня так, а завтра — этак, — просто лабораторный «материал» для собственных провальных опытов по «освоению» весьма солидных финансовых средств.