Логотип

«ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ СМОЖЕМ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ», — уверен Дамтев ДЕСАЛЕЙ

Правительственная программа по обеспечению беженцев из Азербайджана жильем за 5 лет коснулась порядка 800 семей, из которых только часть обрела жилье. В настоящее время программа заморожена на этапе, охватывающем Ереван. Второй год подряд бюджетное финансирование не предусматривается. Между тем только в Ереване свыше 1200 семей обитают в общежитиях и вневедомственных зданиях в нечеловеческих условиях. О своих проблемах беженцы рассказывали во время круглого стола "Чужие среди своих", организованного "ГА" (19 октября 2010г.).

Кроме того, свыше 20 лет около 10 тысяч семей, живущих у родственников или по найму, также нуждаются в жилье. В программе правительства очередь до них дойдет лишь на завершающей стадии. Но из-за нехватки средств программа не продвигается. Весной правительство в лице Министерства территориального управления и МИД намерено провести в Армении конференцию с участием потенциальных доноров — международных организаций.

В преддверии этого события корреспондент "ГА" встретилась с представителем Верховного комиссара по делам беженцев Организации Объединенных Наций в Армении г-ном Дамтевом Десалей.

— Г-н Десалей, вы относительно недавно стали представителем Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев в Армении. Какова концепция возглавляемого вами ведомства в преодолении наиболее актуальных проблем? Как определялись приоритеты в выборе программ — социальная направленность, правовая помощь или реальная финансовая поддержка жилищной программы для беженцев из Азербайджана?
— За 7 месяцев пребывания в Армении я успел ознакомиться и с вызовами, и с возможностями беженцев. Польщен теплым приемом властей Армении, которые начиная с президента, премьер-министра до руководителей местных администраций с готовностью идут на сотрудничество с УВКБ ООН. Мы предоставляем необходимое оборудование, помогаем технически и материально. Наша помощь правительству в правовых вопросах сводится к тому, чтобы соблюдать исполнение законов в соответствии с международными стандартами, будь то процедурные вопросы по определению статуса или работы общественных правозащитных организаций с отдельными беженцами. Наша позиция такова: беженец не должен оставаться беженцем всю жизнь. Мы помогаем возвратиться в свои дома, если ситуация позволяет. А когда это нереально — интегрироваться в их новое общество.

— При всем желании в настоящее время беженцы из Азербайджана не смогут без риска для жизни вернуться. Согласитесь, что сегодня этот путь для сотен тысяч депортированных армян не может рассматриваться.
— Конечно, стандартного решения нет. Каждый случай требует конкретного решения. Если говорить о беженцах из Азербайджана, то у них много общего с культурой, историей граждан Армении. Для них наиболее подходящим, соответствующим и долгосрочным решением является интеграция в армянское общество.

— Для интеграции необходимо прежде всего решение жилищной проблемы, но уже второй год средств на это в госбюджете нет. В какой мере может помочь УВКБ ООН?
— Еще с 1995 года наше ведомство, правительство Армении, Норвежский совет беженцев и Швейцарское содружество по развитию делали все для создания беженцам нормальных условий для жизни. Достаточно отметить, что на 6 тыс. семей было построено порядка 4 тыс. коттеджей. А с 2005 года на программу жилищных сертификатов правительство Армении выделило $3 млн. Но, к сожалению, свыше 20 лет еще многие продолжают влачить существование в тяжелых условиях. И не всегда возможно помочь всем. Все зависит от бюджета и спонсорских вливаний.

— Ваши ожидания от предстоящей международной конференции с привлечением доноров.
— Отрадно, что свыше 80 тыс. беженцев уже приняли гражданство. Мы понимаем, что смена удостоверений на паспорт гражданина Армении автоматически не гарантирует все блага (работа, жилье, соцпакет). Ресурсы УВКБ ООН ограниченны, поэтому мы вынуждены сфокусировать внимание на тех беженцах, кто еще не натурализовался. Их в Армении порядка 3-4 тыс. человек. Мы связываем определенные надежды с запланированной в мае конференцией, в которой согласился участвовать Верховный комиссар ООН по делам беженцев г-н Гутерес. Надеемся, что потенциальные доноры откликнутся на призыв правительства Армении и выделят средства на обустройство порядка 1200 семей беженцев. Вместе с тем мы всячески содействуем правительству в продвижении процесса, развиваем партнерство. Сотрудничаем в разных плоскостях — практически каждое агентство ООН осуществляет проекты по развитию индустрии, в бизнесе, продовольственной программе и т.д. И программы эти по развитию навыков охватывают всех нуждающихся, без различий между местным населением и беженцами.

— Какие программы предусмотрены для решения проблем иракских беженцев? Будете ли сотрудничать с общественными организациями из диаспоры, выразившими готовность помочь?
— В Ираке ситуация остается нестабильной, из-за чего страдает население. Еще с 2004 года немало этнических армян выехали оттуда в Армению. Несмотря на то что они приехали на историческую родину, здесь все для них другое: климат, культурные традиции, язык. Согласитесь, трудно адаптироваться, когда все и знакомо, и незнакомо одновременно. И правительство Армении, и УВКБ ООН старались им помочь интегрироваться в общество. Так, в Дарбнике построили 2-этажный дом для семей иракских армян. Повторюсь, но УВКБ ООН призвано решать проблемы на первом этапе возникновения чрезвычайной ситуации. В дальнейшем продолжение проектов связано с наличием фондов. Как только представляется шанс помочь, мы разрабатываем программу. Не исключено, что по прочтении данного интервью найдутся желающие помочь беженцам. И мы с готовностью откликнемся.

— Какие инициативы предложит новый глава УВКБ ООН в Армении и какие начатые предшественниками проекты продолжит?
— Не следует полагать, что с приходом нового комиссара программа может измениться. Программа сокращается только из-за отсутствия финансовых ресурсов, возникшего кризиса. Для наглядности скажу, что фонд образуется за счет пожертвований правительств разных стран. А распоряжаться средствами, выбирать приоритетные направления — прерогатива Верховного комиссара. Неудивительно, что на фоне относительно недавно возникших "горячих точек", таких как Пакистан, Гаити, Сомали, проблемы 20-летней давности отходят на второй план. Очень трудно убеждать доноров в актуальности жилищной проблемы азербайджанских армян, которые более 20 лет назад нашли пристанище в Армении. Вот почему важно, чтобы правительство, НПО и сами беженцы пытались преодолевать проблемы совместными усилиями. Только вместе мы сможем решить их.