Логотип

КОГДА ПОЯВЯТСЯ НОРМАЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ?

88% десятиклассников не в силах преодолеть тесты по программе 9 класса, а свыше 91% не справились с элементарными заданиями по математике.

Обнародованные Центром тестирования и оценок результаты текущих проверок, проводившихся в октябре 2010 года в 10 классах старших школ республики, даже не всколыхнули общество. Единственной слабой попыткой "сгладить" ситуацию стало очередное "облегчение" тестов по ЕГЭ. Но, как вскоре покажет время, мертвому припарки не помогут.

ОТ 67% ДО 70% АБИТУРИЕНТОВ НА I И II ЭТАПАХ ЕГЭ НЕ СПРАВИЛИСЬ С ТЕСТАМИ ПО МАТЕМАТИКЕ. Да и по остальным предметам положение аховое. Так, свыше 23% не осилили заданий по химии, более 21% — по русскому языку, от 20,4 и свыше трети (на I и II этапах) экзаменующихся провалили биологию, а более 18% срезались на тестах по общей истории.

Не менее плачевны итоги II этапа ЕГЭ: 80% проваливших физику, почти 40% "неудов" по английскому языку и свыше 16% срезавшихся по армянскому языку.

И поскольку в этом году в ЕГЭ участвовали выпускники прошлых лет, то четко вырисовываются изъяны в образовательной сфере за последние годы. Многие специалисты объясняют это тем, что у нас обучение строится на механическом заучивании материала. О продуктивном и репродуктивном методах образовательного процесса давно забыли. Куда легче заставить вызубрить формулы и заумные тесты, мало заботясь о получаемых знаниях и о том, где и как их можно применить на практике. А потому следует прежде всего пересмотреть школьные учебники. Такого мнения придерживаются как школьные учителя, так и вузовские преподаватели.

Наш собеседник — педагог с 40-летним стажем, переводчик Меружан АРУТЮНЯН — считает, что начать следует с учебников для младших классов. К примеру, сказка Туманяна в учебнике для 2 класса представлена детям в таком вольном изложении, что теряется сама ее суть. В учебники перекочевало огромное количество клише с русского языка, не характерные для армянского, исковеркавшие грамматические формы. Это, кстати, наблюдается и в нашей современной литературе. В учебниках по армянской литературе до сих пор красной нитью проходят методы соцреализма с приснопамятных времен партийности литературы.

Да и как можно требовать грамотности от учащихся, если составители учебников по армянской литературе и родному языку до сих пор не определились и мечутся между двумя взаимоисключающими грамматиками — абегяновской и гарибян-севаковской? А все эти противоречия и бессмыслицы перекочевывают из школьных учебников в вузовские. До тех пор, пока основной вопрос грамматики не решен, хороший учебник разработать невозможно. Наряду с гуманитарными дисциплинами все большую тревогу вызывают и новые учебники по естественным наукам.

В УЧЕБНИКЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 5 КЛАССА ЗА ОДИН УРОК ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЫУЧИТЬ 39 НОВЫХ ТЕРМИНОВ! Книги напичканы сложной для данного возраста терминологией, язык неимоверно замысловатый. А учебники по физике для старших классов содержат непростительно грубые ошибки и множество мелких недочетов. Но даже после замечаний авторы не учитывают, не исправляют их.

— Такую характеристику не раз приходилось слышать и от школьных учителей. Почему все же специалисты в этой сфере не пытаются что-либо изменить?
— К сожалению, все мои попытки хоть как-то повлиять на ситуацию наткнулись на стену непонимания, — продолжает Меружан Арутюнян. — Так, в конце прошлого года я поднял было вопрос о качестве учебника по физике для 11 класса на заседании кафедры общей физики ЕГУ. Практически каждый из коллег согласился с доводами и поделился своими замечаниями относительно школьного учебника. Однако выносить какое-либо заключение ни участники, ни тем более завкафедрой не стали, дабы не навлечь на себя гнев коллег-авторов. Без заключения же кафедры заявления от меня нигде не принимают. У нас дефицит интеллектуальной принципиальности и честных взаимоотношений вообще.

— А вы, как преподаватель физики, не пробовали разработать учебник по физике?
— Прежде необходимо заручиться поддержкой издательства, которое заключит с вами контракт на книгу, авторы у всех крупных компаний давно определены.

Дело в том, что в конкурсе участвуют не учебники и их разработчики, а издательства. Программу разрабатывает одна группа, а книгу пишет другая группа, выбранная издательством. К самому же конкурсу допускаются лишь организации, чей годовой доход не ниже определенного солидного уровня. Вот и получается, что все схвачено и на тесном пятачке отечественного книгопроизводства чужакам нет места.

ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ВЫШЕУКАЗАННОЕ МНЕНИЕ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА мы попросили замдиректора Оборотного фонда учебников Министерства образования и науки Гарегина ГАРЕГИНЯНА. Подтвердив, что оцениваются прежде всего возможности издательства, а потом уже изданная ими продукция, Г.Гарегинян сообщил, что распоряжением министра уже изъяты из обращения учебники по алгебре, армянскому языку и литературе. Рассматриваются новые программы. В следующем году выйдет учебник по информатике для 12 класса. В этом же году конкурс учебников завершен. Введены учебники по физкультуре и шахматам. Предметная комиссия, в которую входят по три представителя из вузов и из школ, имеющих опыт работы с учебниками, одобрила представленные на конкурс книги.

Тем временем Минобразования и науки ведет эпистолярную дуэль с аппаратом омбудсмена по поводу конкурса. Пока общество подсчитывает очки в этой азартной баталии, школьная и вузовская система образования дает сбои, а о том, чтобы возродить спецшколы по физике, астрофизике, математике и дать обществу новых амбарцумянов, алиханянов и мергелянов, за пустыми перепалками не остается ни времени, ни возможностей.