Логотип

СПИТАК: БЕЗУПРЕЧНА ЛИ ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ?

Груды строительного мусора, обломки конструкций, остатки разрушенных и полуразрушенных зданий. Люди руками разгребали завалы в надежде найти живых. Эта жуткая картина предстала перед членами комиссии из Госстроя республики, командированными 8 декабря 88-го в Спитак.

В 1990г. В ЖУРНАЛЕ "ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА АРМЕНИИ" (№3) вышла статья "Не повторять ошибок". Под публикацией была приписка: "Продолжение следует". Однако читатели больше не имели возможности проследить за результатами исследований специалистов, направленных в зону бедствия.

А ДЛЯ АВТОРОВ В.О.СААКЯНА И Н.А.ВАРДАНЯНА наступил тревожный период. Их вызвали в республиканскую прокуратуру, где командированный из Москвы представитель Генпрокуратуры СССР Эдвин Винтерголлер вменял в вину экспертам неофициальную трактовку происхождения толчков и высказанные ими сомнения относительно сведения главной причины катастрофы к некачественному строительству. Заключения армянских специалистов оказались неожиданными и шли вразрез с позицией властей.

Эксперты пришли к выводу, что за последствия в ответе не только строители, но и те, кто отвечал за технический прогресс в строительстве. Здания претерпели пульсирующие удары с очень сильными горизонтальными и вертикальными компонентами, имело место резонансное явление, а также кручение. Очевидно, что на удары такой мощности сооружения не были рассчитаны. Все здания и сооружения, находившиеся на максимумах колебаний земной коры, получили вертикальный удар от 3 до 6 раз выше расчетной нагрузки; при 8-9 баллах фактический вертикальный удар стихии превышал допустимый предел в 100 и более раз. И сваливать все на строителей было бы несправедливо. Поэтому возникли споры между специалистами Армении и России.

Именно об этом говорилось в той публикации, где приводились свидетельства очевидцев, утверждавших, что содрогания земли сопровождались гулом и звуками, похожими на разрыв бомбы, рассказывает бывший замдиректора по науке Научно-производственной лаборатории "Стройматериалы" Госстроя Армянской ССР, кандидат технических наук, доцент Николай Варданян. Такие выводы сделала специальная комиссия, направленная в зону бедствия в составе директора лаборатории, кандидата технических наук Владимира Саакяна (ныне покойного), его заместителя Николая Аршаковича и других специалистов. Параллельно они были включены в состав другой комиссии наряду с командированными из России военными специалистами, в задачу которой входили не только организация помощи в спасательных работах, но и исследования технических параметров зданий.

— КАКОЙ-ЛИБО АППАРАТУРЫ НАМ НЕ ВЫДАЛИ. КОМАНДИРОВКА ПОДХОДИЛА К КОНЦУ, когда откуда-то удалось достать молоток Кашкарова. Хорошо, что прихватил из дому старенький фотоаппарат. Целых 6 лент заснял, свыше полусотни снимков принес из зоны бедствия, — рассказывает Н.Варданян. — Это все, что осталось от исследований… Материалы — 4 отчета с предложениями и рекомендациями — были представлены председателю Совета Министров Армении В.Маркарянцу и председателю Госагропрома В.Мовсисяну.

После землетрясения одна за другой появились статьи в "Известиях" и в "Социалистической индустрии", в которых авторы вслед за генсеком призывали клеймить и привлекать к ответственности строителей, проектировщиков, специалистов железобетонных заводов — от рабочих до министра. Разумеется, были случаи, когда из-за нерадивых строителей панельные дома разрушились, нанося тем самым непоправимый ущерб и оставляя под обломками зданий тысячи людей. Но все списывать на строителей было бы несправедливо. Как можно тогда объяснить, почему ряд сооружений остался в целости, отклонившись по вертикали? На фото, сделанном в Спитаке, пятиэтажный жилой дом торцом врезался в землю на глубину 3 метров, отклонившись от вертикали на 15-20 градусов. До сих пор никто – ни сейсмологи, ни строители — не берется прокомментировать этот факт.

Между тем доктор физико-математических наук, завлабораторией сильных землетрясений Института физики земли Академии наук СССР Н.В.Шебалин в 1989г. на семинаре "Спитак-88" также отметил, что в Ленинакане массовые разрушения, по его мнению, произошли из-за вертикальных мощных толчков, имевших место во время землетрясения, – от удара, причина возникновения которого до сих пор не объяснена. При этом ученый считает, что следует проверить наличие какого-либо неучтенного фактора.

Подтверждают это мнение и выводы наших ученых о степени балльности, сделанные на основе показаний сейсмических приборов в Ленинакане и Спитаке. Некоторые специалисты не исключают и такую причину, как изношенность зашкаливших, устаревших приборов. Тем не менее необычность характера землетрясения с мощными вертикальными и горизонтальными ударами, с элементами кручения конструкций, приведших здания и сооружения к разрушению, отмечали впоследствии сейсмологи на семинарах и конференциях.

ВПРОЧЕМ, НИ ССЫЛКА НА СВОДНУЮ ТАБЛИЦУ СЕЙСМОЛОГОВ, ни заключения специальной комиссии, представленные в одной журнальной публикации, не убедили представителя Генпрокуратуры Э.Винтерголлера в том, что в такой стране, как Армения, могут найтись люди, осмелившиеся высказать сомнение в официальной версии даже по такому вопросу, как причина и последствия землетрясения. Он сомневался и не мог принять того, что "в этой республике", оказывается, есть сейсмологи и ученые. Как вспоминает Николай Аршакович, следователь утихомирился лишь после того, как на его пренебрежительное: "Разве у вас есть специалисты? И кто же они?" — допрашиваемые назвали Б.К.Карапетяна, Э.Е.Хачиняна, С.В.Баласаняна. Тогда же на столе Винтерголлера Н.Варданян заметил пухлую папку, в которой содержались списки с данными на всех руководителей строительных и проектных организаций республики. По всей вероятности, их собирались привлечь к уголовной ответственности, отмечает Н.Варданян.

По официальным данным, в результате катастрофического землетрясения погибло свыше 25 тыс. человек, в зоне бедствия было разрушено 7 млн кв.м жилья, разрушено 178 мостов и путепроводов, множество объектов промышленного, культурного и сельскохозяйственного значения.

Землетрясение, по мнению авторов вышеуказанной статьи, составило в Спитаке — 10-12 баллов, Ленинакане — 9-10 баллов, Кировакане — 8 баллов по шкале Рихтера (в других источниках приводятся иные данные).