Логотип

ТАНЕЦ — ДУША НАРОДА

Такого ажиотажа у входа в Оперный театр и в самом театре я давно не помню. Были заполнены не только все места в партере, амфитеатре, ложах, но и все проходы. Зал не мог вместить всех желающих попасть на концерт, билеты были раскуплены задолго до его начала. А виновником торжества в этот день был Государственный ансамбль танца Армении, который давал концерт после 3-месячного перерыва.
НЕОБЫЧНОЙ БЫЛА И АУДИТОРИЯ
. Помимо давних поклонников искусства известного коллектива в зале было много иностранцев, которые впервые встречались с ним и живо, эмоционально реагировали на каждый номер программы. И это неудивительно: сценическое действо завораживало красочностью, весельем, вдохновенным искусством. Сливались воедино наслаждение от музыки, танца, игра смыслов и сама история ансамбля, в исполнении которого отдельные сценки возникали в своей первозданности и свежести.
Мужественный, победный танец сасунских горцев "Берд", открывающий программу, сменяется грациозным танцем девушек, затем с калейдоскопической быстротой, сменяя одна другую, возникают картинки народной жизни, шуточные сценки, поражающие задором, фантазией и неукротимой страстью. Это не этнографические "музейные" экспонаты, а живое народное искусство, полное огня, заразительности, трепетности. В этих разных по жанру и масштабам постановках живо и зримо переданы грани национального характера.
Поразительно, с каким мастерством отшлифованы бесценные жемчужины армянских танцев, инструментальных мелодий, образцы деревенского и городского танцевального искусства! Какой тонкий вкус в костюмах, где каждая деталь, каждый штрих продуманы и выверены. Глядя на эту красоту, на это буйное танцевальное действо, не задумываешься над тем, что стоит за всем этим, какие усилия были потрачены, прежде чем ансамбль поднялся на сцену Оперного театра.
КАК ВОЗНИКЛО ЭТО ЕДИНСТВО СТИЛЯ, цельность всех компонентов программы? В поисках ответа я еще до концерта побывала на репетициях ансамбля, которые в последние три месяца проводил блистательный хореограф Асатур Карапетян. Здесь, в наэлектризованном до предела зале, убеждаешься, сколько нервных затрат, сил, энергии уходит на то, чтобы добиться легкости, изящества движений от каждого артиста, чтобы в традиционные танцы вдохнуть живую струю, придать им современные краски, как это происходит, например, в трех премьерных номерах программы — "Комитас", "Мой старый и новый Ереван", этнографические картинки. Они — синтез современного искусства с народным — рождались в муках буквально на моих глазах.
Как всякий талантливый художник, Асатур Карапетян последователен в своих трактовках. Глядя на его изнурительную работу, не перестаешь удивляться тому, с какой изобретательностью умеет он и художественный руководитель ансамбля народных инструментов, композитор Айк Григорян обрабатывать, шлифовать народные жемчужины, вносить новые элементы, не искажая первоосновы, выделять то, что близко и увлекательно для современной аудитории.
СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ НАШИХ ЗРИТЕЛЕЙ, вероятно, помнит номера, которые создавали блестящие знатоки фольклора, известные организаторы ансамбля — Заслуженный деятель искусств Георгий Асатурян, Народный артист Армении Эдуард Манукян, тонкий знаток армянской народной музыки Хачатур Аветисян, известные балетмейстеры Илья Арбатов (Якубов — создатель первой программы) и Вануш Ханамирян, долгие годы руководивший ансамблем, а затем и Сурен Чанчурян — ведущий танцор ансамбля, возглавивший коллектив с 1993 года. Благодаря их усилиям ансамбль завоевал признание зрителей во многих странах мира, снискав славу одного из лучших коллективов бывшего Союза. Последняя программа ансамбля показала, что сегодня их последователи не только сохраняют, но и блестяще развивают созданные в коллективе традиции, принципы творческого осмысления фольклора, формы и методы его обработки.
— Конечно, время откладывает отпечаток на каждое поколение танцоров, — рассказывает хореограф Асатур Карапетян. — Нынешние исполнители наших ранних номеров привносят в них многое не только из своей индивидуальности, но и от времени, от пластики, свойственной современной молодежи. А основа — художественная мысль, заключенная в раскрытии народного характера, народной души, в стремлении создать иллюзию сиюминутного рождения танца как бы на глазах у зрительного зала, — развивается от сезона к сезону.
Танцевальный фольклор неизменно связан с песенным искусством, изобразительным творчеством, — продолжает А. Карапетян. — Духовные накопления складывались веками, передавались из поколения в поколение. Воспроизведение народного танца сквозь призму разных граней народного творчества придает ему особую объемность, рельефность. Танец создается не через механическое воспроизведение того или иного движения, элемента, он создается через постижение истории, эстетики, философии народа, через передачу его национального характера.
Естественно, концертный номер не решишь за счет копирования лишь старых выразительных средств. Новые явления требуют для своего художественного раскрытия новых средств экспрессии, нового пластического языка. И надо уметь увидеть прообраз этой хореографической нови в самой жизни.