Логотип

С БОЛЬЮ И НАДЕЖДОЙ

Декабрь 1988 года оказался для Армении роковым. Мир был потрясен страшным землетрясением, — трагедия поразила всех своей неожиданностью и какой-то страшной несправедливостью. Александр Арутюнян — одним из первых армянских композиторов воспринял боль своего народа. Он написал одно из своих самых значительных произведений — Концерт для скрипки и камерного оркестра, где погружает трагедию в музыку, в высшей степени эмоционально накаленную. Этот эмоциональный накал и есть одна из главных особенностей Концерта. Музыка словно вырвалась из сердца человека страдающего, смятенного. Это разговор с Судьбой, Жизнью, Смертью, Вечностью.
В музыке Концерта вы ощущаете драматизм и силу, нежность и игру оттенков, множество переливов звучащей тишины, иллюзию покоя, которая является результатом стремительного внутреннего движения, энергия которого — в вере в человека. Самые напряженные, драматичные части длятся не очень долго, но выявляют то, что невозможно передать словами. Их нужно услышать, чтобы понять, почувствовать новый смысл, по-новому вслушаться в звучащие ноты. Наряду с глубокой сосредоточенной скорбью активно вступает и другая тема — простая и прекрасная жизнеутверждающая тема. Может показаться, что в ней передана та гармония с миром, к которой художник стремился всю жизнь.
— Армения за свою многовековую историю не раз испытывала ужасы землетрясения. Но на этот раз оно оказалось особенно жестоким, — вспоминает композитор. — Известие о землетрясении застало меня в Лондоне. В эти дни в Лондоне Мстислав Ростропович дал концерт в помощь пострадавшим от страшного стихийного бедствия. До минимума сократив свое пребывание в Лондоне, я возвратился в Ереван и спустя несколько дней вместе с композиторами Адамом Худояном, Вагаршаком Котояном, Эдуардом Багдасаряном и Григором Ахиняном выехал в зону бедствия, стремясь оказать посильную моральную и материальную помощь пострадавшим.
Картина в Спитаке была страшной. Города как такового не было. В Кировакане множество домов было в аварийном состоянии, но люди вынужденно продолжали в них жить. В зоне бедствия оказался и Степанаван, с которым у меня связаны незабываемые дни детства, проведенные в доме бабушки Варсеник. Многие дома здесь пострадали, но бывший бабушкин дом, построенный еще в 1908 году живущими в Грузии немцами, не имел, к удивлению, ни единой трещины. Под впечатлением событий этого года родился мой Скрипичный концерт, носящий подзаголовок "Армения-88". В его музыке я стремился передать не только свои раздумья и переживания, но и веру в стойкость и силу духа нашего народа.
Четырехчастный Концерт написан для скрипки и струнного оркестра. Он создан по инициативе Рубена Агароняна и ему же посвящен. Первое исполнение Концерта состоялось в апреле 1989 года на очередном пленуме Союза композиторов Армении. Солировал Рубен Агаронян в сопровождении руководимого им Камерного оркестра Армении. Это исполнение вызвало очень большой отклик. В журнале "Советская музыка" (N11, 1990г.) музыковед Марина Берко писала: "На мой взгляд, Концерт для скрипки и струнного оркестра — выдающийся образец национальной музыки. Лучшие качества мастера соединились в музыке Концерта. Симфоническая масштабность и камерная тонкость определяют образные рамки сочинения. Не знаешь, чему отдать предпочтение — трагической строгости эпических плачей, психологическому богатству поэтических монологов солирующей скрипки или неугасимой арутюняновской улыбке, которая, невзирая ни на что, утешает и помогает вернуть веру в чудо жизни. . . "
Очень своеобразным интерпретатором моего Скрипичного концерта явился руководитель камерного оркестра Московской консерватории скрипач Левон Амбарцумян, посетивший со своим коллективом Ереван в апреле 1990 года. Его исполнение Концерта в Доме камерной музыки было для меня приятной неожиданностью. Этот Концерт звучал также в парижском зале Гаво в мае 1990 года. Он вновь мастерски был сыгран несравненным Рубеном Агароняном. Выступления Камерного оркестра Армении, по словам присутствовавших в зале французов, было для них откровением. Имелось в виду высокое качество исполнения, оставившее столь яркое впечатление. Вскоре после этого Скрипичный концерт прозвучал на международном музыкальном фестивале в Бадверисхофене в июне 1990 года. Его исполнил Эдуард Вульфсон в сопровождении знаменитого оркестра под управлением Саулюса Сондецкиса. Вульфсон играл великолепно и имел такой успех, что ему пришлось повторить финал Концерта.
По заказу английской фирмы Chandos вышел мой авторский компакт-диск, где Илья Груберт превосходно исполняет этот Концерт с камерным оркестром под управлением Константина Орбеляна (младшего). Впоследствии в январе 2000 года Груберт исполнил это сочинение в восьми городах Голландии. В Амстердаме концерт состоялся в одном из лучших залов Европы. Присутствовала королева Голландии, которая, пригласив меня в свою ложу, выразила свое полное удовлетворение.
С особой силой Скрипичный концерт А. Арутюняна прозвучал осенью этого года в рамках фестиваля "Возвращение". До ереванского концерта он был прекрасно исполнен в Гюмри камерным оркестром Союза искусств Нарекаци под управлением Арама Талаляна и солиста Сергея Хачатряна. А затем Скрипичный концерт теми же исполнителями был с огромным успехом сыгран в Большом зале филармонии. Исполнителей не смутили интерпретации знаменитых предшественников — играли они вдохновенно, с собственными, весьма убедительными интонациями.
Глубокой искренностью, ярким артистизмом захватил в тот вечер солист Сергей Хачатрян. Многоцветье темперамента и вместе с тем прозрачная игра, где глубочайший драматизм сочетается с нежнейшей лирикой, демонстрировали уникальный талант исполнителя. Монологи скрипки были освещены мощью трагедии, а в финальные ноты врывался свет надежды, без которой никогда не остается народная душа.
Если не ошибаюсь, ни в одном произведении с такой мощью Арутюнян не выражал тревоги и надежды народной души, как в Скрипичном концерте, рожденном всепоглощающей любовью к своему народу, болью за трагические повороты его судьбы, верой, побеждающей не только страх смерти, но и саму смерть.