Сегодня замечательной певице, известному педагогу Розалии Гулабян исполнилось бы 100 лет. Уже 26 лет ее нет с нами, но непостижимым образом она живет в памяти многочисленных ее воспитанников и всех тех, кто с ней соприкасался.
Конечно, невозможно вновь испытать те эмоции, что захлестывали зал, когда шли первые спектакли Ереванского оперного театра. Они давно сошли со сцены и нет среди нас их создателей. В театре, действительно, нельзя остановить мгновение, как бы прекрасно оно ни было. Но дистанция времени позволяет отчетливее осознать суть и смысл того, что вызывает столь живой и сильный отклик души.
По откликам тех, кто знал Розалию Гулабян, она являла собой тот оптимистический парадокс, который может быть выражен формулой: настоящее не стареет. Во все, что делала, она вкладывала свое сердце, благородство, добрые чувства, вселяя надежду в тех, кто был с ней рядом. Она была высокообразованным человеком, знала и любила литературу, живопись, обладала безукоризненным вкусом, была ярким подтверждением известной истины: талантливый человек талантлив во всем.
Родилась Р. Гулабян в Ставрополе в семье учителя армянской литературы и пения. Училась в Ставропольском музыкальном училище, затем после переезда всей семьи в Ереван поступила в консерваторию в класс известного педагога, профессора Н. Кардян. Окончив с отличием консерваторию, работала в Оперном театре и на радио. Участвовала в первой Декаде армянского искусства в Москве, была удостоена правительственной награды. В годы войны выступала с концертами в госпиталях и воинских частях, работала в музыкальном училище имени Р. Меликяна, театральном институте и театре имени Сундукяна.
Многие годы Розалия Гулабян возглавляла вокальное отделение училища, затем была приглашена ректором консерватории Лазарем Сарьяном на работу в консерваторию. Первой из музыкантов была удостоена звания заслуженного деятеля высшей школы Армении. Р. Гулабян воспитала прекрасные кадры вокалистов, работавших в Оперном театре и практически во всех музыкальных коллективах и училищах республики. Среди ее учеников такие блестящие исполнители, как Лусине Закарян и Аракс Давтян, лауреаты международных конкурсов Мариетта Антонян, Саркис Гуюмджян, Араксия Мансурян, Алиса Экимбашян, Раиса Ширинян, Рузанна Багдасарян, Мария Абаджян и многие другие.
Что осталось от искусства Розалии Гулабян? Имя, стоящее в ряду лучших педагогов Ереванской консерватории. Ученики, составляюще сегодняшний день вокального исполнительского искусства. Но главное — уроки нравственности, уроки служения искусству.
"Она — наш Учитель" — так могут сказать десятки ее выпускников в Армении, в Европе и Америке. Но этой фразой не выразить всей любви и удивительно прочной духовной связи, которая возникала между ней и ее студентами. За более чем 40-летнюю педагогическую деятельность она упорно добивалась от своих воспитанников, чтобы они были не только певцами, а личностями в творчестве. Она старалась разглядеть в вокалисте человека, который сможет осилить путь к сцене, выстоять в жестоком мире театра, в борьбе за право быть артистом и нести то ценное, чем сильна армянская сцена.
Слова признания ее воспитанников полны любви и нежности к ней.
— Я не просто помню Розалию Ивановну, а существую с чувством, что она была, есть и будет, и то, что с ней связано, не пройдет никогда, — говорит народная артистка РА, профессор Ергосконсерватории Аракс ДАВТЯН. — Воспоминания о ее уроках не теряют яркости, потому что к ним возвращаешься, как к истоку самых светлых, высоких чувств. Невозможно забыть и ее выразительное лицо, жесты, полные благородства и достоинства. Она научила меня жизни, помогла освоиться в нашей тяжелой профессии. Она, наверное, последняя фигура, последний "слепок", в котором выкристаллизовалась ушедшая эстетика работы, творчества, общения. До сих пор чувствую связь с ней. Есть еще одна черта, которая всегда потрясала в ней. Я приняла ее как эстафету: никогда не думала, что стану таким трудоголиком, и эта одержимость профессией, безусловно, от нее.
Ее педагогический дар удивителен, но еще больше меня поражает то, что она сумела создать из своих выпускников одну семью. И хотя не всех ее учеников я знаю в лицо, меня не покидает ощущение родства со всеми. Она излучала удивительную энергетику радости и самоотдачи, вводила своих учеников в некий коридор, чтобы они шли по нему, не сворачивая в сторону. Для меня она — пример служения, влюбленности в профессию. Это, вероятно, шло от глубокого понимания сути призвания.
Розалия Ивановна была прекрасной матерью. Ее сыновья — ныне академик Владимир и кандидат физико-математических наук Арам Арутюняны всегда делили с ней ее волнения и радости, связанные с творческой жизнью ее воспитанников. Инфаркт прервал жизнь замечательного педагога в канун 1982 года, когда она готовилась к новогодним праздникам и встрече с любимыми учениками. И вот сейчас, когда прошло так много лет с тех пор, как она ушла, мне хочется поблагодарить ее за то, что она верила в нас, вместе с нами боролась с нашей ленью и неуверенностью в себе. Благодаря ей мы учились не жалеть себя, не сдаваться, идти вперед. И еще, мы благодарны за то, что именно она была нашим Учителем.
