Логотип

МАЭСТРО, МЫ ВАС НЕ ЗАБЫЛИ, ЛЮБИМ И ЖДЕМ!

Валерий Гергиев… Это имя будоражит, беспокоит, включая сознание, как свет. Он — из числа дирижеров-гигантов, один из самых знаменитых музыкантов современности. Крупнейшие сцены разных стран считают для себя честью принимать его у себя, и так происходит уже более 30 лет. Карьера дирижера представляется ныне сплошным восхождением к вершине славы. Но сказать, что сегодня он находится на пике славы, неверно: ведь пик — это вершина, после которой неминуемо следует спад. А Гергиев — всегда в движении, преодолевая одну вершину за другой. Его творческий потенциал безбрежен.

Прошло 23 года, а кажется — совсем недавно это было. Переполненный зал Армфилармонии в ожидании дирижера затаил дыхание. И вот он выходит под гром аплодисментов и становится за пульт. Рассказать о впечатлениях прощального вечера Гергиева в качестве художественного руководителя нашего филармонического оркестра невозможно. Впечатления не могут отложиться в памяти навсегда, они меняются в зависимости от нашего состояния, от малейших внешних факторов. Но осталась в памяти атмосфера того последнего вечера. Каждого сидящего тогда в зале одолевали противоречивые чувства: радости — потому что это была встреча с подлинным искусством, печали — от того, что, возможно, это больше не повторится. Освещенный на сцене отблеском софитов, он так и запомнился нам — словно озаренный лучами будущей огромной славы.

В тот вечер дарование дирижера раскрылось со всей очевидностью: властная воля, подчиняющая себе и ведущая за собой музыкантов, благородное созерцание, серьезная мысль и романтическая свобода. Многое тогда, казалось, игралось с полунамека. И ничего рассчитанного на публику, никакой позы. Глядя на него, понимаешь, что музыка для него — все! Что призвание это — единственное, безошибочно им угаданное… Не музыкантом, не дирижером он быть не мог.

Вспоминается еще одна встреча с маэстро, когда в Армении проходил авторский вечер Тихона Хренникова. И оркестр, и музыка производили сильнейшее впечатление. Но должна сказать, что и солисты играли в этот день замечательно — виолончелист Ваграм Сараджанян, скрипач Георгий Жислин. В рецензии на этот концерт искусствовед Светлана Саркисян писала: "Большой успех творческого вечера Тихона Хренникова был обусловлен  достойным выступлением Государственного симфонического оркестра Армении под руководством В.Гергиева. Дирижерский фанатизм этого музыканта, проявившийся и в кропотливой работе над текстом, и в полной исполнительской отдаче, и вдохновении, возымел свое действие. Сам же Гергиев вновь подтвердил свою репутацию разносторонне одаренного дирижера, мыслящего ярко, глубоко, масштабно и всегда в стилевом  отношении выдержанно…" (28 января 1984г.)

С 1981 по 1985гг., работая главным приглашенным дирижером Государственного симфонического оркестра Армении, Гергиев сыграл десятки программ западноевропейской, русской и армянской классики. Его репертуарные интересы были чрезвычайно широки и объяли собой множество новых произведений современных авторов. Неоценим, в частности, его вклад в исполнительское осмысление многих произведений армянской музыки. Эдвард Мирзоян, Александр Арутюнян, Лазарь Сарьян, Арно Бабаджанян и более молодые наши авторы нашли в лице Гергиева лучшего интерпретатора своей музыки. "Человек этот изумительного дарования, дирижер самого высшего класса, совершенно замечательный музыкант", — признавался мне в одном из наших бесед композитор Александр Арутюнян.

В те годы в Гергиеве ощущалась какая-то одержимость музыкой, полная отдача ей. Столь же высокие требования предъявлял он и к музыкантам. Мне не раз в те годы приходилось сидеть на репетициях Гергиева. На них бывали и студенты консерватории, которые учились на его репетициях больше, чем в классе. На репетициях он изматывал оркестрантов, стремясь выжать все до предела. Раздвинуть границы возможного, утвердить новое качество звучания, которое само по себе представлялось эстетически важным и ценным, — вот к чему стремился дирижер.

Интерпретаторские концепции Валерия Гергиева были столь яркими, что восторженные оценки критиков сопровождали его выступления на протяжении всех пяти лет работы с нашим оркестром. И вот уже четверть века восторженная их тональность не снижается.

Художественные достижения маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды . Валерий Гергиев — Народный артист России, лауреат Государственной премии за 1994 и 1999 годы. В 1994 году жюри международной организации International Classicas Musik Awards присвоило ему титул "Дирижер года". Неоднократно ему как лучшему дирижеру присуждалась высшая театральная премия России "Золотая маска". В 1998г. за выдающийся вклад в музыкальную культуру фирма Pilips Electronics вручила ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. Он удостоен правительственных наград многих стран. Среди его многочисленных наград и орден Дружбы, и высшая награда  Республики  Армения — орден Св.Месропа Маштоца…

Покинув стены Армфилармонии и возглавив оркестр Мариинки , Гергиев не прекращал сотрудничества с армянскими артистами. Все, кому посчастливилось работать с этим изумительным дирижером, будь то оркестранты или солисты, говорят о нем с благодарностью.

— В течение нескольких лет мне пришлось тесно общаться и работать с Гергиевым, быть причастной к его исканиям, его миру, — говорит известная певица Сусанна Мартиросян. — Его мир — это, главным образом, мир его личности, мир той музыки, в которой  он живет, мир оперы, которую он тонко чувствует и глубоко любит. Гергиев необычайно одарен в понимании вокала, и эта его одаренность, чуткость сказываются во всех спектаклях, которыми он дирижирует. Я имела счастье петь под его непосредственным руководством. Работать с ним было просто, свободно, легко. Он буквально излучает доброту, мягкость. Рука у него такая выразительная, легкая, что, кажется, для оркестра и солистов не существует никаких трудностей и все получается само собой. Какое это наслаждение петь, каждый раз влюбляясь в свою профессию! Он наделен в избытке всеми качествами, которые способны обеспечить успех у любой аудитории…

— Я рад, что мне выпало счастье общаться с маэстро в течение многих лет, присутствовать на его спектаклях в Мариинском театре и даже петь однажды с Элладой Чахоян под управлением маэстро, исполняя сочинение Рубена Саркисяна, — говорит доцент Ереванской консерватории Рафаэль Акопянц. — Гергиев добивался от оркестра необыкновенно тонкой нюансировки, и петь с таким оркестром было огромное наслаждение. Какой бы ни была густота и сила инструментовки, оркестр под управлением Гергиева никогда не заглушает певцов, даже располагающих самыми скромными вокальными данными. Создается единый, органичный, предельно отточенный музыкальный спектакль. Замечательно, что маэстро по сегодняшний день обращается в своих программах к армянским авторам, произведениям Эд.Мирзояна, А.Арутюняна, А.Бабаджаняна и других, поддерживает тесные контакты с музыкантами из Армении. Его сотрудничество с Марией Мурадян-Гулегиной, Сусанной Мартиросян, Маргаритой Алавердян, Гегамом Григоряном, Сергеем Хачатряном, Асмик Папян и другими продолжается и сегодня. Очень хочется верить, что, несмотря на свой жесткий график, маэстро приедет в Армению, чтобы получить заслуженную награду.

На днях с величайшим вниманием мы все слушали прямую трансляцию концерта Гергиева в Цхинвале, куда он прилетел с оркестром буквально на несколько часов. Концерт был посвящен жертвам недавней трагедии. На мой взгляд, в этом концерте, который без слез невозможно было слушать, выразилась тайная надежда на то, что когда-нибудь, устав от безверия и жестокости, люди обратятся к лучшим творениям человечества и, поняв, что любить лучше, чем убивать, окунутся в единственный, неповторимый праздничный мир музыки…