Недавно в Армении прошли торжества по случаю полувекового юбилея Института искусств НАН РА, где учеными и деятелями культуры республики была дана высокая оценка его деятельности. Об истории института, о том, каким образом ему удалось сохранить основной научный потенциал, мы попросили рассказать его директора, заслуженного деятеля искусств РА, доктора искусствоведения, профессора Арарата АГАСЯНА.
— Институт искусств был создан в составе Академии наук Армении и с первых дней существования стал центром изучения армянского искусства, — говорит А.Агасян. — Основателем и многолетним руководителем института был академик Рубен Зарян. С 1987 по 2003 год этот пост занимал академик Левон Ахвердян. На момент учреждения в институте были отделы архитектуры (руководитель А.Саинян), живописи (Р.Дрампян), театра (Р.Зарян) и музыки (М.Мурадян). В 1965 году отдел музыки разделился — сформировались отделы духовной, классической (Г.Геодакян) и народной музыки (М.Мурадян). В 1969 году был создан отдел прикладного искусства (Р.Дрампян), а с 1979 года — кино и телевидения (К.Калантар).
Характер и направление научной деятельности института определили в первую очередь его основатели — люди с широкими взглядами и тонким художественным вкусом. Не считаясь с трудностями, они продолжили лучшие традиции арменоведения, гуманитарной и художественной мысли, сочетая их с высокой принципиальностью и научной добросовестностью.
— Господин Агасян, что являлось приоритетным в разработках института?
— За прошедшие годы институт добился существенных результатов в области изучения истории архитектуры. Еще с 30-х годов активно развернулись раскопки памятников архитектуры. Большим научным вкладом было обоснование реконструкции Гарнийского языческого храма, одобренное в 1968 году. Под руководством автора проекта А.Саиняна был восстановлен храм. За это свершение Саинян удостоился Государственной премии.
Важной проблемой явилось обобщение архитектурной истории Армении. Первый опыт в этом направлении — издание институтом коллективного труда "Очерки истории армянской архитектуры" (1964г.). Затем был подготовлен 6-томник "Истории армянской архитектуры". Три тома уже вышли. Из отдельных работ на эту тему выделим труд А.Саиняна "Архитектура базилики Касаха" (1955г.), монографии С.Мнацаканяна, А.Заряна, М.Асратяна и других, посвященные памятникам раннего средневековья. Много исследований относится к советскому периоду. В результате плодотворного сотрудничества Института искусств с Миланским центром исследования армянской архитектуры было издано множество материалов на итальянском, английском и армянском языках, организованы посвященные армянскому искусству международные симпозиумы в Италии и Армении. Сегодня накоплен громадный материал о памятниках средневековья. Необходимо систематизировать и издать его, что станет толчком для последующего углубленного изучения этого уникального наследия.
— Если не ошибаюсь, и в области армянской живописи сделано немало…
— Она всегда была в центре внимания института. Замечательные искусствоведы Р.Дрампян и Л.Дурново очень много сделали в области изучения ранней средневековой армянской миниатюры, отраженной в манускриптах. Эти традиции продолжили Л.Азарян, А.Аветисян, Н.Котанджян и другие, внесшие большой вклад в исследование творчества Тороса Рослина, Саркиса Пицака, Акопа Джугаеци…
Активно исследуется новая армянская живопись, ее связи с иными художественными школами и течениями. Важным вкладом в изучение живописи является изданный в 1979 году коллективный труд "Очерки по истории армянского изобразительного искусства", а также солидные исследования М.Казарян. Особое значение в институте придается исследованию декоративно-прикладного искусства. В 1958-1963гг. здесь действовала мастерская, продолжающая лучшие традиции армянской керамики. К сожалению, в дальнейшем отдел был закрыт и сейчас осталось лишь два специалиста в этой области.
Многое сделано и музыковедами института, которые изучали как классическую музыку, так и вопросы современной музыкальной жизни. Среди работ этого порядка важными являются книги К.Кушнаряна "Вопросы истории и теории армянской монодической музыки" (1958г.), 4-томник Г.Тигранова "Армянский музыкальный театр", удостоенный Государственной премии. Отдельные периоды развития армянской музыки собраны в работах Н.Тагмизяна, К.Худабашян, М.Тер-Симонян, М.Рухкян, Г.Тигранова, Г.Геодакяна, Р.Мазманян и других. Одним из приоритетных направлений деятельности института является академическое издание наследия классиков армянской музыки. Так, вышло полное собрание сочинений Александра Спендиаряна (11 томов, редактор Г.Будагян), собрание сочинений Комитаса (14 томов, 1960-2006гг., под редакцией А.Атаяна и Г.Геодакяна). Многое сделано для изучения народной и гусано-ашугской музыки. Готовы к изданию 10 томов серии "Армянская традиционная музыка" (главный редактор К.Худабашян). На днях в рамках госзаказа увидел свет первый том "Армянской инструментальной музыки", а следующие два тома сданы в издательство.
Трудно переоценить значение нашей фонотеки, содержащей уникальное музыкально-фольклорное наследие. Материалы, полученные в результате научных экспедиций, зарегистрированные еще с начала XX века до наших дней, включают все регионы Армении, Грузии, населенные армянами районы Ростовской области, Краснодарского края Российской Федерации. В фонотеке имеются тысячи образцов, записанных у сказителей, иммигрировавших в Армению из Западной Армении, арабских и европейских стран.
Хотя достижения музыкантов института очевидны, еще многое предстоит сделать в этой области. Необходимо изложить историю армянской средневековой музыки, осуществить академическое издание произведений классиков (например, Тиграна Чухаджяна), что будет иметь не только научное, но и образовательное, культурное, общественное и политическое значение.
— Огромная работа в институте велась в области театра и кино. А как обстоит дело сейчас, после ухода из жизни таких крупных деятелей культуры, как Рубен Зарян, Левон Ахвердян, киновед Карен Калантар?
— За полвека армянское театроведение прошло большой и плодотворный путь — от накопления фактических материалов до искусствоведческих обобщений и серьезных теоретических исследований. Изданы театроведческие исследования, посвященные творчеству армянских актеров, режиссеров — Петроса Адамяна, Сирануйш, М.Мнакяна, Грачья Нерсесяна, Сурена Кочаряна, Армена Гулакяна, Вардана Аджемяна, Грачья Капланяна. Обобщенная картина армянской сценографии представлена Левоном Халатяном.
В книгах и статьях Г.Ованесяна с научной достоверностью исследован армянский древний и средневековый театр. Важными этапами в данной сфере являются работы "Театр в средневековой Армении. Вопросы истории и теории" (1978г.), "Средневековая сцена. Взаимоотношение церкви и театра и армянская духовная драма" (2004). Фундаментальные исследования Л.Ахвердяна и Г.Ованесяна, посвященные истории национального театра и театроведческой мысли XIX- начала XX веков, отличаются глубиной научного анализа, новизной представленного материала. Работа Л.Ахвердяна "История армянского театра 1902-1920гг." удостоилась Государственной премии РА.
В 3-томном исследовании Г.Степаняна подробно освещается история западноармянского театра, а в двухтомнике В.Терзибашяна "История армянской драматургии" отражены узловые проблемы восточноармянского театра. Большой вклад в изучение истории армянского сценического искусства внес С.Ризаев. Немало сделано и в области современного театра. В этом плане особую ценность представляет коллективный труд "История армянского советского театра". Достижением армянского театроведения стала составленная Б.Арутюняном летопись армянского театра XIX-XX вв. в пяти томах, которая охватывает 1801-1960гг.
После организации при Институте искусств Армянского центра шекспироведения (1966г.) под руководством Р.Заряна на прочную научную основу было поставлено изучение проблем, связанных с Шекспиром и армянской культурой. Центр подготовил к изданию полный сборник произведений гениального драматурга на армянском языке. В периодически издаваемых шекспировских сборниках научное освещение получили такие темы, как "Шекспир и армянская общественная мысль", "История шекспировских переводов", "Сценическая жизнь шекспировских пьес на армянской сцене". Неоценим вклад Р.Заряна в дело создания Шекспировского центра и библиотеки, а также в разработку важных проблем армянского шекспироведения. Его двухтомник по Шекспиру удостоился Государственной премии Армении.
Немало было сделано в эти годы и киноведами. В институте проведены работы по созданию летописи, фильмографии и библиографии армянского кино. Вышли в свет сборники "Проблемы кино и телевидения", организованы научные конференции. Значительным достижением в сфере изучения армянского кино и телевидения были работы С.Ризаева, К.Калантара, Г.Закояна, С.Гулян…
— Какие изменения претерпел институт с распадом СССР? Удалось ли сохранить научный потенциал?
— Вслед за разрывом экономических и хозяйственных связей деградация охватила и хорошо налаженную ранее инфраструктуру науки. Резкий экономический спад привел к значительному снижению уровня государственной поддержки, падению престижа научного труда, существенному ухудшению материального положения ученых. Создалась реальная угроза разрушения научного потенциала. Резко сократилось количество научных сотрудников, некоторые отделы (кино, декоративно-прикладного искусства) закрылись. Но, несмотря на невероятные трудности, институт сумел не только сохранить основной научный потенциал, но и поддержать достаточно высокий уровень исследований.
— Есть у вас контакты с армянскими культурными центрами за рубежом?
— В свое время в институте действовал отдел искусства диаспоры, которым руководил Г.Степанян. В дальнейшем отдел был закрыт, резко сократилось количество специалистов, занимающихся искусством диаспоры. Сегодня, когда устанавливаются культурные связи с армянами за рубежом, более чем остро осознается необходимость последовательного и целенаправленного изучения искусства Спюрка, его научного осмысления. И в этом плане уже сделаны обнадеживающие шаги. Недавно в рамках соглашения, заключенного между НАН РА и Министерством диаспоры, достигнута договоренность об открытии отдела искусств диаспоры.
— Ощущаете дефицит кадров?
— После распада СССР количество научных кадров сократилось вдвое. Сейчас в институте нет отдела кино. Подготовка кадров по линии кино и телевидения и в ближайшем будущем воссоздание соответствующего отдела или хотя бы направления — одна из приоритетных задач института. В числе сфер, нуждающихся в многостороннем научном изучении, и армянское танцевальное искусство. Молодые специалисты неохотно идут в институт — зарплата невысокая. Да нам штаты и не дают. Даже аспирантов, которые у нас защищаются, я не могу взять — нет мест. Одним из самых объемных у нас был отдел архитектуры, теперь осталось 6 сотрудников. Молодые талантливые архитекторы есть, но они предпочитают работать вне института, выполнять частные заказы. Свои планы они не связывают с наукой. Что же касается связей с зарубежными научными центрами, то они тоже прервались, как, например, с Миланом, и не только с нашей стороны. Они тоже находятся сейчас в каком-то парализованном состоянии. Недавно крупнейшая ассоциация искусствоведов Польши предложила нам организовать международный симпозиум, посвященный армянскому искусству. Мы им послали список наших специалистов, которые могут принять участие в симпозиуме.
— В каких научных изданиях публикуются результаты ваших исследований?
— Изданы десятки книг и около 800 публикаций, причем около 25% — в самых престижных зарубежных журналах не только России, но и за рубежом. Мы начали издавать ежегодник "Вопросы армянского искусства". Вышел уже первый том. Отклики появляются и за рубежом. Таким образом оценивается наша работа, не говоря о наших постоянных отчетах академии, министерствам. И если мы провалим хоть одну тему, нам на следующий год ее просто не утвердят. Но у нас практически нет проблем с утверждением тем.