Логотип

ПАЛИТРА ХУДОЖНИКА СОРЕВНУЕТСЯ С ПАЛИТРОЙ ПРИРОДЫ

Асмик ОВАНЕСЯН очень популярна не только в художественных кругах. Ее всегда окружают представители самых разных профессий и возрастов. Принадлежит она к поколению 80-х. В художественной среде Асмик появилась в ту пору, когда отходили в прошлое парадно-документальные картины. Она шла в русле эстетических исканий своего времени, которые выражали требования подлинной художественности, эмоциональности, силы цвета, настроения картины. В то же время она ищет свой эстетический идеал. И определяет его в своем творчестве как радостное открытие мира, наполненного солнечным светом, красотой природы и обыденной человеческой жизнью.

Асмик — коренная ереванка, но среднюю школу закончила в Германии. После окончания Ереванского художественно-театрального института начала участвовать в республиканских выставках, в конкурсе Программы развития ООН (UNDP). Самым плодотворным был для нее 1998 год; ее персональные выставки успешно прошли в США — в Спокене, Вашингтоне, а через два года — в Лос-Анджелесе. На следующий год она участвовала в выставке "Арарат и Ной" в Москве, где ее работы получили высокую оценку московской прессы.

В альбоме Асмик, выпущенном издательством "Эдит Принтс", есть натюрморт под названием "Кувшины". Они таинственны и трепетны, словно погружены в пылающее закатное марево южного оранжевого солнца. Просто и бесхитростно написаны эти предметы, как бы вплотную придвинутые к зрителю: но они таят в себе огонь печей, где их обжигали. И в этом знакомом каждому будничном мотиве подмечено нечто необычное, свое: она сделала неодушевленный предмет живым действующим лицом, нашла плавный ритм, определила точное место на плоскости и поместила все в органичную цвето-световую среду. Впрочем, так же она пишет цветы, деревья, предметы искусства. Лиризм, восторг, непосредственность, но и утонченность — все это есть в ее полотнах.

Почти все картины, репродукции с которых вошли в альбом, предстают в своей пленительной красочности, лучезарности. Это добрый, поэтичный, живой, духовно богатый мир. В нем нет трагизма и грусти. Цель — передать красоту жизни. Каждый мазок насыщен, спрессован, а вместе они составляют живописное единство, подкупающее чистотой и благородством отношения к миру, детской влюбленностью в красоту. Ее мир — это движение, напор, сияние, торжество звука: ничего запутанного, нервного, отрешенного. Она видит мудрую книгу природы, открытую на самом интересном месте, читает ее просто, прямодушно, весело, не претендуя на исключительность, но полет мысли высок, любовь ко всему, что видят глаза, — безудержна. И потому зрителю передается удивительная ованесяновская окрыленность.

Художница последовательно ставит перед собой живописные задачи, и каждое новое произведение является осуществлением новых целей. Не всегда удается добиться желанного результата, тогда она начинает новый холст или другой вариант картины. Тематическая (их, к сожалению, немного) картина, пейзаж, натюрморт, портрет — вот жанры, в которых Асмик работает одинаково успешно. Ее пейзажные полотна, как правило, красочны, динамичны, богаты по цвету и темпераментны по письму. Они как бы наполнены внутренним свечением, озаряющим и освещающим произведение. "Осенняя дорога", "Осень", "Закат", "Осенний пейзаж", "Лодки", "Краски", "Севан", "Дерево", "Домик", "Арагац", "Ива", "На берегу озера", "Поляна" — все они написаны с характерной для армянских художников насыщенностью и разнообразием красок. В одной картине она нередко соединяет пейзаж и натюрморт, пейзаж и человека. И здесь, на пересечении двух жанров, выявляется чуткость, стремление к гармонии, к идеальной форме, в которой каждый элемент картины является частью общего. Цветовой строй, пластика формы претворены в целостный живописный стиль.

Особенно это проявляется в натюрмортах, которые занимают отдельное место в творчестве Асмик. Ее натюрморты — это символ родной земли, богатой и щедрой. Собственно эти плоды — не просто плоды земли для художника. Это скорее живые существа — выразительные, подвижные, мускулистые. Маки и розы пылают негасимым пламенем, цветы на длинных стеблях словно выпрыгивают из земли. Палитра природы и палитра мастера будто соревнуются друг с другом. Художница показывает нам наивысший момент цветения — кульминацию природы. Ее цветы — это лирическая, искрящаяся, как вино из молодого винограда, серия картин. Они согревают глаза, и, в каком бы состоянии ни была в тот момент душа, ощущение полноты жизни и доступности счастья появится в ней. Цвет здесь осязаемый, интенсивный, свежий. У ее натюрморта есть сюжет, философия, в нем ощутим эффект личного присутствия автора, раздумывающего о краткой жизни красоты.

Определенное место в творчестве художницы занимает и портрет. Людей она пишет самых разных — это может быть и ее современник, простой человек ("Деревенский мальчик"), которого можно встретить на сельской улице, это может быть близкая подруга, знакомый ребенок. Она стремится изобразить характер человека, передать его настроение.

В любом жанре, к которому обращается художница, цвет играет доминирующую роль. Это определяет ее пластический язык, остроту композиционных построений, сложные ритмы изображения. Виртуозным, динамичным мазком, то быстрым и сильным, то широким и долгим, то закрученным, как бы вводящим одну краску в другую, живописец создает плотно сплавленное, удивительно богатое цветовое единство, в котором есть все оттенки спектра — синего, зеленого, красного, желто-золотистого, белого.

Судя по живописи Асмик, сделала она немало. Свое дело она любит страстно. Каким будет ее дальнейший путь, покажет время. Думается, она не оставит кисти, успешно будет осуществлять все новые замыслы, восторгаться природой и жизнью.