Логотип

ЧЕЛОВЕК, РОДИВШИЙСЯ С ЧУВСТВОМ РОДИНЫ

*Поэзия Дживани продолжает триумфальное шествие

*Товмас Погосян представил новую книгу, в которую вошли 450 неизвестных стихотворений ашуга

Аншлаг в Большом зале филармонии имени Арама Хачатуряна был вызван двумя обстоятельствами: концертом ансамбля ашугской песни "Саят-Нова", посвященным 100-летию со дня смерти Дживани, и презентацией сборника неизвестных стихотворений ашуга, который явился плодом многолетних изысканий кандидата филологических наук, заслуженного артиста, художественного руководителя ансамбля "Саят-Нова" Товмаса Погосяна.

Более 160 лет отделяют нас от эпохи, в которой жил Дживани — поэт, публицист, певец, общественный деятель, и уже 100 лет, как его нет с нами. Но любовь к поэту, его песням неиссякаема. Не только потому, что армянскую культуру невозможно представить без его имени, но и потому, что его поэзии и в новом тысячелетии принадлежит исключительная роль. В ней глас века. Она питалась из неиссякаемого источника творчества своего народа, вылилась в живые цветы и оттенки и обрела бессмертие.

Неповторим художественный мир поэта. Дживани вводит нас в этот мир, отдавая нам все богатство своего щедрого сердца, весь опыт горевшей высокой страстью души, выстраданную истину о будущем своей родины и народа. Его поэтический дар слышал громы больших исторических событий и улавливал сокровенные движения человеческого сердца. Он отзывался на все, что составляет внутреннюю жизнь человека, на все, что есть в природе. Он писал о страшном и прекрасном, мучительном и постыдном, но никогда не впадал в отчаяние, верил в человека и доверял жизни. Кто из нас не помнит эти строки великого ашуга:

Как дни зимы, дни неудач

недолги тут:

придут-уйдут.

Всему есть свой конец – не плачь!

Что бег минут: придут-уйдут.

 

Тоска потерь пусть мучит нас, —

но верь, что беды лишь на час:

как сонм гостей – за рядом ряд,

они снуют: придут-уйдут.

Обман, гонение, борьба и притеснение племен,

как караваны, что под звон в степи идут:

придут-уйдут.

(перевод В.Брюсова)

Дживани старался вооружить мужеством и надеждой тех, кто нуждался в поддержке. Его слово внушало достоинство и стойкость, выявляло главные, сокровенные черты народного характера.

Когда-то Есенин советовал молодым поэтам искать родину, без которой не может получиться настоящий поэт. Дживани родился с чувством родины. Петь свои грустные и в высшей степени светлые песни помогала поэту глубочайшая любовь к своей стране. Неистребимая, мучительная и всепоглощающая нежность к ее высоким холмам, быстрым рекам, жарким полдням, прохладным вечерам.

Когда-то, лет двадцать назад, я побывала на родине Дживани – в Карзахе. Это удивительный горный мир, полный поразительных красок и величия. Воспетый поэтом, он сиял перед нами, как вечно раскрытая книга, не подвластная времени. А Дживани не было. Но мы обязаны ему за этот, полный нетускнеющих красок поэтический мир. Здесь начало не только его жизни, но и поэзии, ставшей теперь дорогой и близкой каждому армянину. При виде этого края возникает чувство, будто попал   в отрезанную горами древнюю страну, где остановилось время. Этот край отметил своеобразием поэзию Дживани, наполнил ее светом высокогорья, ароматом долин.

Действительно, чтобы понять поэта, надо побывать на его родине. Пройти по тем тропинкам, где он на утренней заре или в вечерних сумерках смотрел на притихшую траву, на медлительных волов, идущих под ярмом. Здесь глазам открывается панорама резких контрастов. Контрастна и сама поэзия ашуга. В ней радость и глубокая боль, гул свадебной пляски и рыдание женщин на похоронах, тоска любви и сила гнева. Вот на этот холм Дживани ежегодно собирает людей, здесь проводятся традиционные торжества в его честь – День народного певца.

Завоевать признание после великого Саят-Новы было нелегко. И все же Дживани, спустившись с гор, занимает высшую ступень в неписаной табели о рангах. Его творчество – классическое воплощение лучших традиций ашугского искусства. В противоречивых и трагических звуках жизни своего времени он улавливал нечто такое, что не оставляет равнодушными и нас.

Смех ашуга всегда был острым и уничтожающим, когда он направлялся против косности, глупости, фальшивой морали.

Из когтей орлиных глупый воробей

Вырвать мясо хочет, храбрый дуралей!

Видно, срок подходит воробьиных дней,

что с орлом воюет, —

ну и голова!

Основная сила поэзии Дживани – в чувстве высокого патриотизма, в той бескорыстной любви к родному народу, которая выражается не в одних дифирамбах, но и в горьких сатирических стихах. Он был слит с родной землей, лучше других понимал ее язык и душу. Светом народной философии освещена и поэзия Дживани. Потому она и продолжает свое триумфальное шествие.

Свидетельством тому явился и концерт ансамбля "Саят-Нова" под руководством Товмаса Погосяна. В замечательном исполнении солистов ансамбля и инструментального коллектива, руководимого заслуженным артистом РА, композитором Артемом Хачатуром, звучали песни Дживани, победоносно шествующие во времени и пространстве, словно подтверждая мысль Мариетты Шагинян о том, что лучезарное творчество поэта-ашуга, как цветок от солнца и влаги, расцветает от человеческого присутствия, от сердечного отклика многих и многих. И отзывчивость эта всенародная.

Слушая песни Дживани в зале филармонии, ощущаешь себя в окружении созданных ашугом образов. Все в них ярко, взволнованно, глубоко национально. Поразительно, как многое, сказанное поэтом, звучит современно. И сегодня волнуют эмоциональная сила, поэтичность и человечность этих песен, связанных корнями с психологией нашего народа. Петь на языке своего народа – таков путь к сердцам других народов, что и стремится делать ансамбль, значение которого в наши дни переоценить невозможно.

Особенно замечателен был финал концерта, напоминавший поэтически-песенную импровизацию. Высокий тон этой импровизации был задан художественным руководителем ансамбля, прославленным певцом Товмасом Погосяном, спевшим один куплет песни, которая затем была подхвачена другими солистами ансамбля. Это напоминало состязание ашугов в древние времена. Глубокое впечатление производила та по-настоящему творческая отдача, которая ощущалась на сцене. Энтузиазм Погосяна передавался исполнителям, а те в свою очередь воспламеняли друг друга своим вдохновенным отношением к искусству, вызывая благодарную реакцию публики.

— Сегодня для меня особенный день, — сказал со сцены Товмас Погосян, представляя новую книгу, в которую вошло около 450 неизвестных стихотворений ашуга. Я десять лет работал над тем, чтобы выявить эти жемчужины. Для нас, армян, книга – понятие святое. А эта книга особенная. В ней глубоки и радость, и боль. С песней Дживани люди оставались в любых условиях. Она была светом их души, их опорой и поддержкой и утешением в горький час. Она и сегодня служит нам опорой, источником света, добра и красоты.

Подвижнический труд Товмаса Погосяна – настоящий подарок всем тем, кому дорога бессмертная поэзия Дживани.