Недавняя встреча с Академической капеллой Армении под управлением Ованеса Чекиджяна, выступившей в необычном союзе с Государственным молодежным оркестром, была восторженной и очень теплой. Стечение народа к дверям филармонии в день концерта можно было принять за демонстрацию. Было ощущение, что весь город намерен втиснуться в пространство Большого зала. Капелла вполне оправдала свою миссию — публика без устали кричала «браво».
Говорить о капелле можно только в превосходной степени. Любой сомневающийся может в этом лично убедиться, посетив концерт коллектива. Другое дело, что этот подлинный праздник армянского хорового искусства, к сожалению, не столь часто случается даже в Ереване, не говоря уже о регионах республики.
Само желание маэстро «соединить несоединимое», обозначить лишний раз подлинные вершины музыкальной культуры достойно всяческих похвал. Вполне оправданный и неугасающий интерес к его концертам объясняется отчасти тем, что он существует в современном искусстве автономно и не участвует в околомузыкальных интригах и склоках, не лезет со своими советами в политику, как многие собратья-артисты, давно уже не представляющие никакое искусство. Последнее, пожалуй, и невозможно — политики далеки от искусства, не понимают в гармонии, в чем мы убеждаемся каждодневно, а значит, и не представляют для него ни малейшего интереса. Именно такое самоограничение позволяет Чекиджяну в течение более полувека оставаться самым востребованным артистом. Объясняется это и тем, что еще в ранние годы объявившись на музыкальном Олимпе, маэстро предпочел труд и ни разу не «заболел» звездной болезнью. Возможно, слово «труд» немузыкально и не ласкает слух, но иных путей к славе нет.
Хоровой коллектив под управлением Чекиджяна, как показала встреча, не утратил своего главного качества — народности, то есть широкого движения к слушателю, равно как и ответной слушательской любви. Присутствие Чекиджяна за дирижерским пультом — отдельный впечатляющий момент. Управляет хором и оркестром энергично и жестко, партитура, чувствуется, прочитана самым тщательным образом, никаких экспромтов. Даже атмосфера в зале насыщена энергичным личностным присутствием дирижера.
На сцене Большого зала имени Арама Хачатуряна в первом отделении предстала своего рода историческая галерея, ретроспектива шедевров жанра: народные песни в обработке Комитаса, духовные песнопения, хоровые сочинения Кара-Мурзы, Екмаляна, Сааруни, Джерона Девиса, отрывок из оперы «Порги и Бес» Гершвина, spirituаl «He’s got the whole world in his Hands» и другие. Все подлинно, без скидок на зал и на возраст и на прочие штучки. Неповторимость концерта — в исключительном мастерстве хора. Это редкое пиршество для ушей. Все действительно обратились в слух и были покорены редкой выразительностью звучания.
Не раз во время концерта думалось о том, что искусство хора бессмертно. Ведь любовь к согласному сочетанию певческих звуков — явление для человека исходное, впитываемое в буквальном смысле слова с молоком матери. И люди тянутся к слаженной многоголосной звучности словно по какому-то светлому генетическому инстинкту. Это искусство любимо и востребовано даже на бытовом уровне, несмотря на растущие преграды всяких удручающих суррогатов.
Огромная заслуга Чекиджяна в том, что коллектив находится в рабочей форме, на уровне. Даже просто формально сохранить в наше время большой хор чрезвычайно тяжело, но коллектив не просто существует — он творит, священнодействует.
Во втором отделении хор выступил уже вместе с Молодежным оркестром, который, несмотря на юный возраст, уже уверенно заявил о себе всюду, где бы ни выступал — в Москве, во Франции, Германии. Под руководством Сергея Смбатяна этот коллектив много работает и обнаруживает массу привлекательных для слуха нюансов. Его история полна интересными событиями. Он уже выступал на престижных сценах совместно с такими ярчайшими музыкантами, как Владимир Спиваков, Денис Мацуев, Григорий Жислин, Вадим Репин, Мишель Легран, Кшиштоф Пендерецкий, Ваагн Папян, Борис Березовский, Марио Стефани Пиетродарки. Интересно, что Молодежный оркестр удостоился чести выступить с симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в рамках Московского пасхального фестиваля. У него все заразительно, даже ошибки. И этот концерт — не исключение.
На концерте в Большом зале было заметно, что маэстро Чекиджяну интересно с молодыми музыкантами, он умеет с ними общаться более широко, чем требует разучиваемое произведение. Иначе справиться с таким сочинением, как «Фантазия для фортепиано, хора и оркестра» Бетховена невозможно. В качестве солистки выступила молодая одаренная пианистка Лилит Закарян. Маэстро очень серьезно воспринимает своих молодых партнеров, по максимуму их возможностей. Потому и звучало все мощно, вдохновенно и заразительно. Как бывает только в молодости.
В заключение концерта прозвучала Кантата C-dur «Mirjam’s Siegesgesang» Шуберта, где в качестве солистки выступила лауреат международных конкурсов певица Магда Мкртчян. Она сумела взволновать слушателей красотой голоса, яркой музыкальностью, умением передать настроение, особой эмоциональностью. Кстати, на высоте в этот день были и другие солисты — Карине Аветисян, Лилит Алексанян, Саргис Агамалян, Борис Акопян. Но самым неотразимым по-прежнему оставался маэстро Чекиджян, в дирижерском искусстве которого всегда есть нечто неожиданное, столь совершенное, что даже при неоднократном слушании обнаруживаешь все новые достоинства. От повторения это удивительное творчество не скудеет. Напротив, кажется все более глубоким, неисчерпаемым.