Из Москвы пришла горестная весть: на 61-м году из жизни ушла выдающаяся певица Аракс Давтян. Умолк голос дивной красоты, проникавший в самые глубины души, ранящий, как всякое слишком сильное чувство.
МЫ ЛЮБИЛИ ЕЕ ПЕНИЕ, где каждое слово, каждый звук были прочувствованы ею, где слышна была большая работа строгого художника над собой. В нашей памяти запечатлелось многое из созданного певицей. Ее блестящие концерты покоряли всех поклонников классического искусства. Что могло быть красивее и неотразимее соединения блестящих природных данных с совершенством искусства.
Аракс Давтян не вполне соответствовала традиционному представлению о вокалистах. Певица особого склада, она не принадлежала к музыкантам внешне импульсивным, с подчеркнуто театральной манерой. Она олицетворяла собой великую правду искусства, искусства глубоко национального, подлинно народного. Именно это и сделало ее певицей, значение которой неоспоримо не только для искусства Армении, но и за рубежом.
Вспоминается один из концертов в Большом зале филармонии где-то в середине 80-х годов. Уже при первых звуках струящегося и вибрирующего голоса Аракс зал замер. И началось волшебство Слова и Музыки. Дух захватывало от исполнения ею вокальных сочинений Комитаса, Екмаляна, Хачатуряна, Романоса Меликяна… Не давая нашим душам роздыха, она увлекала нас в бесконечное странствие по музыкальным лабиринтам Шумана, Шуберта, Рахманинова… Позже я слушала ее не раз, но, как мне кажется, в тот вечер она поднялась до подлинного и, быть может, неповторимого вдохновения.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ? Поступив в 16 лет в музыкальное училище на вокальное отделение, она попала к известному педагогу Розалии Гулабян, у которой впоследствии училась и в консерватории. С педагогами ей повезло: Гулабян понимала, что нужно певице, проявляла максимум терпения, учитывала индивидуальность студентки, ее темперамент, особую музыкальность. Она требовала тщательной проработки каждой детали, штриха — ведь в исполнении не должно быть ничего случайного, лишнего. В свою очередь одаренная студентка не перекладывала на плечи педагога заботы о своем музыкальном развитии, постоянно впитывая разнообразные художественные впечатления. Аракс была завсегдатаем концертов, ежевечерне слушала в записи музыкантов разных исполнительских школ и без такого постоянного художественного общения не мыслила своей жизни. Так она приобщалась к высокой традиции, освященной великими именами композиторов, исполнителей.
Консерваторию Аракс окончила как концертно-оперная певица и начала работать в оперной студии, где в те годы были очень хорошие постановки: "Так поступают все женщины" Моцарта, "Сельская честь" Масканьи, которые ставил замечательный режиссер Ваагн Багратуни с дирижером Рафаэлем Мангасаряном. Общение с ними очень многое дало певице, стало настоящей школой мастерства. Не случайно в 1986 году она была приглашена в Большой театр для участия в спектакле "Травиата", где спела партию главной героини.
БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ ПЕВИЦЫ СЫГРАЛИ КОНКУРСЫ. В 1979 году на Всесоюзном конкурсе имени Глинки, который проходил в Таллине, Аракс получила первую премию. Но к своему главному конкурсу она шла довольно долго. Тогда, как известно, очень сложно было пройти всесоюзный отбор. Она прошла целых 7 отборов, прежде чем выехать за пределы Союза. На конкурсе вокалистов в Италии она получила первую премию. Этот конкурс открыл певице блестящие перспективы — гастроли за рубежом, выступления на самых престижных сценах мира. Что ни год — новые страны, концертные турне практически по всем крупным городам Европы. Мощным стимулом стало содружество с выдающимся музыкантом Владимиром Спиваковыми и его оркестром "Виртуозы Москвы", с которым она выступала в 150 концертах. Испания, Италия, Франция, Япония, Нидерланды, Бельгия — вот далеко не полный перечень стран, где выступала Аракс Давтян, покоряя публику культурой исполнения, широтой репертуара, безупречностью вкуса, тончайшим чувством стиля.
Репертуар ее был просто необъятным. Что ни концерт — новая программа. Сочинения крупных форм — Вебер, малеровские симфонии, "Реквием" Моцарта, Верди, немецкая музыка — Шуман, Шуберт, армянская — Комитас, Закарян, Мирзоян, Котоян, Степан Лусикян…
Аракс Давтян будет не доставать всей нашей культуре, всем нам — ее слушателям и многочисленным ученикам… Мы навсегда сохраним память о блестящей певице.
