Логотип

ВОЗВРАЩЕНИЕ «АИДЫ»

Наконец свершилось. В Академическом театре оперы и балета имени А.Спендиарова завершен самый масштабный проект года: после долгого перерыва "Аида" Верди вновь на сцене ереванской оперы. Услаждавшая слух армянских меломанов с 1941 года, эта опера в течение последней четверти века в Армении не ставилась. Поэтому предстоящий спектакль ожидали с большим интересом, который подогревался еще и тем, что постановку осуществлял известный итальянский режиссер Марио Корради.

Премьера, состоявшаяся 23 декабря, показала, что это не просто очередная новинка сезона, а прорыв в иное качество. Этой акцией — возобновлением вердиевского шедевра — наш Оперный театр при активном содействии Министерства культуры РА и под высоким патронатом президента Сержа Саргсяна присягает на верность большому оперному стилю. Что ж, это тоже позиция, которая в последнее время не имела столь убедительного воплощения.

Главным результатом огромной репетиционной работы, проделанной режиссером и всем творческим коллективом, является успешное преодоление известного противостояния понятий "пение" и "актерская игра". С самых первых репетиций Корради добивался творческого самочувствия, которое бы обогащало голос певца эмоциональными обертонами, способствовало бы выразительности самого пения. Этот путь в работе закономерен, так как сегодня в оперном искусстве мало овладеть всеми тонкостями вокальной техники. Сегодня оперным певцам предъявляются те же требования, которые определяют сущность и уровень дарования драматического артиста.

Как показала премьера, выбор руководства был абсолютно верен, поскольку вердиевская "Аида" предстала перед зрителями в достойном обличье. И это прежде всего благодаря редкой целостности спектакля как художественного организма.

Обращение к "Аиде" не было случайным. Ее музыка наполнена неистощимой выразительностью, совершенно особой глубиной звучания тем, ансамблей. По своей эмоциональной возвышенности, щедрой россыпи мелодических богатств, острой напряженности драматического развития эта опера не знает себе равных. И поэтому в истории музыки "Аида" — непревзойденный памятник, исполненный такого величия, которого оперное искусство прежде не знало.

В спектакле возникает общая атмосфера музыкальной добротности, художественной соразмерности. Профессионализм и солидность, проявленные весомо и с достоинством, сделали спектакль заметным явлением нашей культуры. Это действительно успех его авторов — режиссера М.Корради, главного дирижера Карена Дургаряна, хормейстера Карена Саркисяна, хореографа Вигена Галстяна, сценографа Аветиса Барсегяна, — если мы, говоря о спектакле, будем исходить из нынешних наших оперных реалий. Сцена как бы "проявляет" музыку, все силы, таившиеся в ней, стихию природы людей, борющихся и страдающих. В результате не только вокальное исполнение арий, дуэтов, речитативов, но и все сценические средства обеспечивают драматическую выразительность. Марио Корради основывается на точно угаданной логике взаимодействия всех музыкальных тем, выразительных лейтмотивов и верно найденном темпо-ритме сцен, музыкальных акцентов. Его несомненный режиссерский талант, отчетливо выраженный свой взгляд на знаменитую оперу, а не иллюстрация к ней, интересная музыкальная драматургия, точность характеристик и раскрытие внутренней сути персонажей, наконец, искренняя задушевность тона и богатство мелодического материала, яркое, неординарное оформление — все это не может не привлечь.

Отказ от мелких подробностей чувств во имя грандиозной страсти, укрупнение конкретного сюжета, насыщение его всечеловеческим содержанием — давно напрашивающаяся аналогия между великим Шекспиром и Верди — получили в спектакле зримое воплощение.

Высокому уровню спектакля способствовало наличие за пультом опытного дирижера Карена Дургаряна, поразившего чуткостью, свежестью прочтения, глубиной проникновения в мир гениальной вердиевской музыки. В звучании оркестра чувствовалась гибкая реакция на сценическое действие.

Особую роль сыграло исполнение главной роли всемирно известной певицей Асмик Папян, которая во Франции уже пела эту партию в постановке Марио Корради. Такой погруженности в роль, взывающей к беспощадной трате души, современные оперные артисты знают редко. Созданный Асмик образ собирает композицию спектакля в фокус, отражает в любом положении к сюжету открытые сущностные мотивы происходящего. Выразительную силу сценических контрастов, их меру она продуманно соотносит со стилем музыки и конкретным характером. Трагична судьба ее героини. Сплетение драматических событий может разрешиться только смертью. Душа гордой эфиопки раздираема чувством долга перед отчизной и любовью к врагу — Радамесу. Прекрасно передает певица эмоциональную глубину и противоречивость большой арии первого действия. Драматизм здесь соседствует с лирикой, гордые воинственные интонации — со скорбной мольбой. Всю партию актриса ведет как бы в едином устремлении: от напряженнейшего драматизма переживаний героини к сценам борьбы с Амнерис и Амонасро. Умиротворенной печалью, светлой отрешенностью финального дуэта Папян "заключает" образ Аиды — символ любви, побеждающей страх смерти.

Лирические мотивы "Аиды" проникнуты пафосом Судьбы. Неистовая в любви и горе, отвергнутая Амнерис — в день премьеры ее партию пела молодая солистка Кристине Саакян — страдает, источая слезы над погибшей любовью, становясь памятником чужой верности. Но и сама она верна навеки человеку, презревшему все золото мира во имя истинного чувства. Однако союз Амнерис и Радамеса, партию которого исполняет грузинский певец, солист Мюнхенского оперного театра Георгий Онаниани, был бы невозможен, губителен для обоих. Дочь фараона готовила своему избраннику судьбу Макбета. Стихия Амнерис — стихия "черной" страсти.

Еще одно замечательное открытие этой оперы — талантливое исполнение роли Амонасро солистом Ереванского оперного театра Геворком Акопяном. Его отличали безошибочные музыкальные и драматические нюансы, уверенная игра.

В последующих спектаклях в главной роли еще четыре солистки — Магда Мкртчян, Марине Деинян, Лилит Согомонян, Лаура Мнацаканян, в роли Амнерис — Кристине Саакян, Нарине Ананикян, Инга Карапетян, Гоар Азизян, Амонасро — Геворг Акопян и Авет Бабаян, партию Радамеса поет Рубен Нуриджанян, царя Египта — Грант Папян, Рамфиса — Айк Тигранян и Погос Биасбекян.

Спектакль выстроен с точным ощущением его внутренней логики, с выявлением динамики борющихся сил, с естественной сменяемостью эмоциональных кусков, с твердо определенной ритмической партитурой и четкой планировкой пространственных решений. Очень похвальна трудоемкая работа хормейстера К.Саркисяна и балетмейстера В.Галстяна.

Выразительна, роскошна и масштабна сценография замечательного художника Аветиса Барсегяна, распахнувшего перед нами архитектурные пространства египетского храма, тронного зала во дворце фараона. Величественно выглядели мощные статуи, создавая атмосферу давно прошедшей эпохи.

Итак, "Аида" вернулась на сцену Оперного театра имени Спендиарова. Смело можно сказать, что спектакль в своем становлении начал прекрасный путь, обещающий ему долгую сценическую жизнь. Все это стало возможно благодаря бескорыстной помощи спонсоров — "ВиваСелл-МТС", "АртТим", Министерства культуры РА, Посольства Италии в РА.