Год назад художественный руководитель и главный дирижер Государственного оркестра Армении Арам КАРАБЕКЯН из-за возникшего конфликта в коллективе покинул оркестр, о чем читатели были своевременно оповещены. Спустя 8 месяцев оркестр тихо обрел нового главного дирижера и художественного руководителя. Им стал Ваан МАРТИРОСЯН. Событие ли это в истинном значении слова — покажет предстоящий сезон. Разговор о творчестве тоже впереди.
Напомним нашим читателям, что этот коллектив с 1997 года возглавлял Арам Карабекян, объединив по вполне объективной причине два оркестра — Государственный камерный ансамбль и Ереванский камерный оркестр. Государственный камерный ансамбль остался без художественного руководителя: Рубен Агаронян возглавил известный коллектив — Московский государственный квартет имени Бородина. А состояние оркестра, руководимого дирижером Эмилем Хачатуряном, оставляло желать лучшего из-за тяжелейшей социально-экономической ситуации в республике.
Возглавив оркестр в самое сложное время, Карабекян очень органично вошел в художественную жизнь страны. Несмотря на экономическую ситуацию, оркестр внутренне устоял, избежал повального обезличивания, работал в полную силу, давал концерты, где профессиональный уровень, музыкальная культура, развитие достижений предшественников и своего почерка не оставляли сомнений. За время его руководства Государственный камерный оркестр выступал не только в Ереване, но и в регионах республики, осуществляя широкомасштабную программу, в которой особое место уделялось сочинениям современных армянских авторов, пропаганда творчества которых всегда актуальна. Очень важным фактором являлось исполнение произведений, основанных на синтезе камерного оркестра и народных инструментов (дудук, зурна, кяманча и т.д.). Только за 12 лет работы с оркестром он организовал десятки гастролей за рубежом, во время которых коллектив удостоился высоких похвал самых компетентных специалистов. Неоднократно проходили гастроли в США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Фрезно, Нью-Йорк). Судя по прессе, армянские артисты с воодушевлением были приняты в Германии, Лондоне, Женеве, на фестивалях в Кентербери, на Кипре, в Греции, Ливане, Москве, Санкт-Петербурге, Объединенных Арабских Эмиратах. Высокий профессионализм коллектива, оркестровая дисциплина, артистичность исполнения замыслов, а также высокая культура звучания выдвинули его в число лучших камерных оркестров…
И вот у оркестра новый художественный руководитель — человек, который уже имеет солидную репутацию и рад, что может работать на родине. Ваана Мартиросяна знают в Ереване и как пианиста, и как дирижера. Живя и работая в последние два десятилетия во Франции, он неоднократно приезжал сюда, успешно выступал во время фестивалей классической музыки. Он родился в Ереване, учился в музыкальной школе имени А.Спендиарова у прекрасного педагога Аркуи Арутюнян. В 1993 году поступил в Парижскую консерваторию в класс профессора Жака Рувье. Окончив ее в 1996 году, он совершенствовался в мастер-классах выдающихся педагогов, среди которых Г.Шебок, Д.Башкиров и другие.
Профессиональную карьеру Ваан начал как пианист, выступая с лучшими оркестрами на сценах самых престижных залов Франции, Германии, Испании, Ирландии, Италии, Канады, Ливана, Литвы, Португалии, Швейцарии, России и других стран. Стремительному росту популярности артиста способствовали и удачные выступления на международных конкурсах. Много выступлений за рубежом Ваан имел и в качестве дирижера. И вот теперь дирижер и пианист Ваан Мартиросян получил в свои руки "инструмент", который позволит ему, как считают специалисты, раскрыть в полной мере свой талант и на родине.
Как отметил артист на пресс-конференции, желание работать с оркестром было обоюдным. Оркестр хотел иметь свою меру художественной свободы. "Я сказал, что, конечно, против этого не стану возражать, и любые вопросы буду стараться решать коллегиально. Хотя я прекрасно понимаю, и они, по-моему, тоже, что ответственность все равно в первую очередь лежит на главном дирижере".
На вопрос о том, как новый художественный руководитель оценивает ситуацию в оркестре и как он сохранился как коллектив, Мартиросян ответил:
"Оркестр сохранился в лучшем виде. Ушли лишь некоторые. Ситуация была действительно непростая, но я почувствовал, что оркестр все равно может играть первоклассно. Это повлияло в первую очередь и на мое решение. Думаю, сейчас нужно только одно — работа. Я не хочу ничего менять. У этого коллектива есть свое лицо, свой стиль и свои традиции. Нужно бережно отнестись к этим накоплениям. Относительно творческих планов могу лишь сказать, что должно быть много концертов в этом зале и много турне, видеозаписей. Мы будем играть максимально разнообразную программу. Основу нашего репертуара, конечно, составит классика — зарубежная и армянская. Но нельзя забывать и современных авторов, новые направления в музыке. Выполнять все эти задачи — моя основная функция в качестве главного дирижера оркестра. Эта работа, разумеется, отнимет у меня много времени, энергии. Но как армянин, я понимаю, что должен занять этот пост, коль он мне предложен: я получил шанс внести свой вклад в нашу культуру".
На пресс-конференции прозвучал также и вопрос, который волновал многих: как маэстро намерен совместить свои планы, связанные с зарубежными контрактами, с нелегкими обязанностями художественного руководителя? Чем завершались опыты некоторых руководителей, прибегавших к дистанционному управлению коллективом, нам хорошо известны. Но маэстро заверил: "Коллектив не должен работать только с одним дирижером, каким бы значительным он ни был. Будут приглашаться дирижеры со стороны — и наши армянские, у которых сложились прекрасные отношения с оркестром и публикой, и зарубежные дирижеры. Это тоже внесет новые краски в палитру оркестра…
О чем бы ни говорил новый главный дирижер, оптимистические ноты не исчезали из его высказываний. Его решимость и азартный восторг очень подкупают, хотя, несомненно, со многими трудностями ему придется столкнуться при нынешней общей кризисной ситуации.
— Может быть, я выгляжу чересчур оптимистичным, но сейчас я не боюсь этого, — сказал в заключение дирижер. — Думаю, я просто соскучился по родным пенатам. Абсолютно уверен в том, что наш оркестр по восприимчивости, по потенциальным возможностям не уступает зарубежным камерным оркестрам. Это мое субъективное мнение, но по интересу к музыке, по умению воплощать разные стили они заслуживают самой высокой оценки.