Логотип

ВЕНСКАЯ МУЗЫКА В ЗАЛЕ «ГАФЕСЧЯН»

Вечера в уютном концертном зале столичного Центра искусств "Гафесчян", где с огромным успехом выступают небольшие коллективы, солисты, композиторы, становятся уже традицией. Они очень ответственны для артистов, так как проходят в кругу подлинных ценителей искусства. Вместе с тем здесь всегда царит дух искренней доброжелательности и заинтересованности. Так было и на концерте, организованном молодым пианистом Микаелом БАЛЬЯНОМ и посвященном венской музыке.

ЭТО БЫЛ ХОРОШИЙ КОНЦЕРТ С ИНТЕРЕСНОЙ И СТИЛИСТИЧЕСКИ ВЫДЕРЖАННОЙ ПРОГРАММОЙ, включающей помимо популярных редко звучащие произведения. Исполнители продемонстрировали здесь и технику, и понимание стиля, и подлинную увлеченность музицированием при том, что играли артисты разных творческих индивидуальностей: пианисты Микаел Бальян (Германия), Джульетта Варданян, скрипачка Лусине Агабабян, альтистка Яна Дарьян, виолончелисты Арам Талалян и Ара Лунга.

Слушатели, пришедшие на концерт, по-настоящему прожили свыше двух часов в сложном, неоднозначном духовном мире музыки Гайдна (соната для скрипки и фортепиано фа-мажор), Моцарта (Фортепианное трио), Бетховена (соната для ф-но и трубы, переложенная на кларнет), Шуберта (дуэт Liebesstuerme).

Выступление пианиста Микаела Бальяна всегда вызывает пристальный интерес везде, где бы он ни выступал, — на сценах зарубежных концертных залов или родного Еревана. Особую значимость этот вечер приобрел и благодаря участию замечательного виолончелиста Арама Талаляна.

Кажется, совсем недавно, в самом начале 90-х годов, произошла первая памятная встреча с юным Микаелом Бальяном на конкурсе "Амадеус", в котором он стал обладателем "Гран-при" среди претендентов своего поколения. Уже тогда он привлекал какой-то особой цельностью, принципиальной убежденностью в движении по избранному пути, что казалось удивительным в юном музыканте. В те годы (до 1993г.) он учился в музыкальной десятилетке им. П.Чайковского в классе прославленного педагога Эльзы Тандилян. Затем он продолжил свое образование в музыкальной школе им. Гнесиных в Москве (1993-1998гг.), Музыкальной академии Базеля. В 2005г. Микаел поступает в высшую музыкальную школу в городе Лоффи на отделение старинной музыки, два года спустя продолжает учебу в Гамбургской высшей школе, изучая теорию музыки. Ему посчастливилось выступать в содружестве с выдающимися дирижерами, оркестрами и камерными ансамблями.

СТРОГИЙ ВКУС, ПРОДУМАННОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТ ЦЕЛОГО ДО МЕЛЬЧАЙШИХ ДЕТАЛЕЙ, предельная ясность и убежденность высказываний — основные черты исполнительского облика Мики, которому несвойственны динамизм жгучих, хлещущих через край страстей, неожиданно контрастные, стремительные темпы, импульсивные всплески чувств. Напротив, ему никогда не изменяет чувство меры и естественность течения музыки. Его игра увлекает прежде всего искренней, проникновенной интонацией, естественностью и простотой. Этими чертами он обязан прежде всего своему первому педагогу Эльзе Тандилян, которая считала основой художественной интерпретации поиск объективной правды, естественности в передаче мыслей и чувств автора. А сколь многие исполнители сегодня грешат заведомо придуманным оригинальничаньем, идущим не от сердца, не от смысловой логики произведения, и претендуют на "интересную" игру. Не потому ли, что игра без "сверхинтересных находок" гораздо труднее, ибо подобным "находкам" надо противопоставить тонкость душевного мира, глубину и правдивость переживаний — качества, с которыми мы не так часто встречаемся на концертной сцене.

Успех этого вечера, безусловно, связан не только с интересной, насыщенной программой, но прежде всего с исполнительским мастерством его участников. В этот вечер мы услышали Фортепианное трио Моцарта, исполненное с такой глубиной постижения авторского замысла, что сразу же подумалось: вот свидетельство художественной зрелости артистов — Лусине Агабабян, Арама Талаляна, Микаела Бальяна. В игре участников трио не было ничего неоправданно случайного и внешнего. И поэтому произведение выглядело не только идеально продуманным и логичным, но и прошедшим сквозь призму внутреннего мира исполнителей.

Как особая одухотворенная поэзия прозвучал дуэт Liebesstuerme Шуберта в исполнении Д.Варданян и М.Бальяна, завершивший этот памятный вечер.