Логотип

ГЛАЗАМИ МЕЧТАТЕЛЬНОГО ДЕТСТВА

На открытии этой выставки в Доме художников Армении собралась вся культурная, научная и политическая элита Еревана. Зал первого этажа был забит до отказа, а поток людей все не прекращался. Сверкали вспышки фотоаппаратов, а за спинами посетителей невозможно было разглядеть "виновников" торжества — полотен художника Эдика Варданяна, представившего на суд зрителей плоды труда последнего десятилетия, ознаменовав свой юбилей, — 60-летие со дня рождения.

Конечно, событие это на фоне происходящего в мире не вселенское, но в рамках художественной жизни столицы значительное. На этом вернисаже выработанный десятилетиями ритуал взаимоотношений зрителей и автора экспозиции был нарушен. После просмотра и выражения благодарности автору никто не спешил уйти, все были радостно взволнованы. И это справедливо: Эдик — один из блестящих мастеров своего поколения, и его работы ждут с интересом.

ВЫСТАВКА ПРЕДСТАВИЛА ХУДОЖНИКА ГЛУБОКО ИСКРЕННЕГО, чье искусство проникнуто духом подлинной человечности и любви ко всему живому. Почти все картины в экспозиции рождают сложную и многоплановую мелодию. Ее звучание — мажорное, жизнеутверждающее — никого не оставляет равнодушным. Варданян не претендует на исключительность, но своеобразие его ощущается во всех жанрах живописи — композиционных полотнах, натюрмортах, портретах.

Десять с лишним лет были самыми плодотворными в жизни художника и позволяют с достаточной полнотой судить не только о художественном методе Варданяна, но и о самобытности живописца, его отношении к миру, людям. И самое поразительное, что это были не самые радужные годы в жизни художника и всей страны. Остается только гадать, как при такой нагрузке — и моральной, и физической — Э.Варданян сумел сохранить оптимизм и душу живую.

Редкостная красота оживляет любую работу, подписанную Варданяном. Поэзия цвета, воздуха и света трогает глубоко спрятанные в душе струны. Желтый, красный, оранжевый и белый цвета представляют в его картинах замечательное сочетание. Он любит одухотворять краски, в которых замерла ускользающая форма. В чистой естественности интонаций его живописи, в гармонии чувства, мысли и формы — образец той возвышенной поэзии, которая просветляет душу. Цветовая стихия господствует в его произведениях и притягивает к себе все прочие компоненты образов, властвуя над ними, показывая нерушимую связь между живописным началом, которое художник определяет словом "колорит" и изображенными мотивами.

В пасмурный день свечение варданяновских красок в зале Дома художников становится еще более интенсивным, а глубина и прозрачность насыщенных цветом тонов будто не знают пределов. Здесь нет парадокса: художник не закрывает глаза на реалии сегодняшней жизни, просто он ведет свои поиски под знаком глубочайшей веры в гармоничные начала жизни. Редко кому дано совместить в себе солнечную ясность, ласковую теплоту, тончайшую интеллигентность, вкус и внутреннее достоинство. И дело, конечно, не только в ярком колорите его композиций, но и в умении осенить их человеческими страстями, согреть сердцем, объять поэтическим взором.

РОДИЛСЯ И РОС ЭДУАРД В СУРОВОМ ТАЛИНЕ, природа которого отличается удивительными контрастами. Верность и любовь к родному краю воспитаны в нем с детства. Этот край наложил отпечаток на его характер и взгляды. Его живопись — плод характера. Психологические, культурные и иные, многими поколениями выношенные традиции еще с ранних пор были для него воздухом духовного формирования. В этих местах, в самом воздухе витала поэзия, что также формировало и способствовало становлению его личности. К рисованию он пристрастился рано: рисовал людей, виды гор, каменные водохранилища. В дальнейшем его яркие детские воспоминания перешли в живопись, когда простое детское увлечение превратилось в профессию, предопределенную ему свыше, и этот божественный дар он, как святыню, достойно и бережно несет по жизни. Он стал художником, следуя тайне своей натуры и национальному духу.

Эдик Варданян поражает нас не только находками колорита, своеобразием решений и неожиданностью выбора темы. Именно та самая тайна, опоэтизированная, поверенная миру на сокровенном национальном языке, зачаровывает нас, будит обостренное чувство. Присущие художнику наблюдательность, несуетливость, обстоятельность позволили сделать решающий для всего дальнейшего опыта вывод: выстоит здесь только верность родной почве.

ИНТЕРЕСНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ, ВАРДАНЯН УЖЕ ДАВНО ДОКАЗАЛ СВОЕ ПРАВО видеть и изображать мир так, как он открывается его внутреннему взору. В его картинах — сказочные и мистические персонажи, но живут они по законам реального мира, словно являются естественной его частью. Некоторые его работы похожи на ночные сны, но в них нет кошмара. И это естественно, ведь как сказал поэт: "Сном окружена вся наша маленькая жизнь". Смотря на картины, устремляешься в мир идеальных образов, вдохновенной фантастики, в сказочно-прекрасные миражи, в наивно пеструю праздничность привольной жизни. Правда, Варданян идет от совершенно определенной натуры. В его произведениях переплетаются конкретные черты реальной действительности и лирические мечты о такой жизни, в которой ничто не угнетает человека, ничто не омрачает чистоты его помыслов и чувств. Картины Эдика непереводимы на язык логического мышления. Художник прибегает к символическому языку не от игры в примитив. Просто он рассказывает о жизненной ситуации на своем языке.

Отступая от натурной точности письма, умышленно стирая временные границы, Варданян создает свой мир. Наивность этих композиций кажущаяся, скорее перед нами романтическое стремление увидеть мир глазами чистого и мечтательного детства, трактовать жизнь как светлый праздник, где все сказочно, волшебно, где самые простые вещи могут обрести неожиданную и согревающую душу красоту.

В эти дни Эдику Варданяну исполнилось 60 лет. Каким будет его искусство завтра — трудно сказать: ведь художник всегда находится в поиске. И в каком бы направлении ни шли эти поиски, ясно одно: это будет добрый мир, полный чудес и откровений.