Логотип

АКТИВНОСТЬ — ЗАЛОГ ВЫЖИВАНИЯ

Трава не всегда прорывает асфальт
Монолог рассерженного художника

С чем мы связываем свои надежды на завтрашний день нашего изобразительного искусства? Трудно, разумеется, ответить однозначно на этот вопрос, но немаловажное в наших ожиданиях — новая творческая личность, совершенно необычная.

Нет правил, по каким складывается оригинальная творческая индивидуальность. Образы художника могут "витать в поднебесье" или быть заключенными в оболочку авторского "я", но они — если дышат и действуют! — всегда плод соприкосновения воображения с действительностью, итог усилий души, направленных на самое насущное, дорогое, что невозможно для тебя заменить ничем иным. Нужна не фотография с натуры, а живая картина, пронизанная твоей убежденностью, твоим ощущением правды и красоты. Стать необходимым людям, питать чувства современника, жаждущего откровения — что иное способно так увлечь, вызвать напор творческих сил и мучительный восторг созидания?

НО КАК ЭТО НЕЛЕГКО. И КАК РЕДКО СБЫВАЕТСЯ, ОСОБЕННО В НАШИХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ. Итак, как складывается сегодня жизнь творческой молодежи, только вступающей в жизнь? На пути к становлению большинства выпускников Художественной академии стоят непреодолимые препятствия. Покинув стены родного вуза, молодой художник оказывается предоставленным самому себе. Его не заставляют, как в былые времена, ехать в Богом забытую деревню преподавать рисование в школе, но и маститые галерейщики не распахивают своих объятий очередному юному дарованию в великодушном стремлении воздать ему должное. Он им неинтересен, пока не заставит заговорить о себе, не завоюет "любовь пространства".

У молодых талантов еще нет имени, реклама на них не работает, они никем не оцениваются. Меценатство, свойственное здоровому обществу, у нас пока не развито. Крупные предприниматели (их, к сожалению, не так уж и много) не чувствуют в себе призвания быть спонсорами. Они отнюдь не готовы финансировать талант, интеллект, культуру. Уверенные в своих правах собственников, они озабочены пока единственной целью — приумножать прибыли.

А между тем молодость — самая быстротечная и самая поэтичная пора. Она несет с собой чистоту помыслов, зоркость и богатство ассоциаций. Все ее преимущества необходимо использовать вовремя. Патриотическая взволнованность, доверчивость молодой души — все должно перейти уже в первые серьезные картины, в творческие дебюты художников. Но на пути к становлению им пока ничего не светит. Некому биться за входящих в жизнь творческих людей, нет охотников защитить их. А талант, как известно, не только не способен сам пробиться, но чаще всего от равнодушия никнет, увядает, уходит в тень.

В АРМЕНИИ ПРЕКРАСНАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ, ИМЕНА ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ известны всему миру. Есть великолепные художники и сейчас. Но разве кто-то заявил о себе столь же мощно, однозначно, как некогда в 60-е годы Минас, Лавиния Бажбеук-Меликян, Генрих Сиравян, Александр Григорян, Рафаэл Атоян, братья Элибекяны, Анатолий Григорян, безвременно ушедший из жизни Варос Шахмурадян и многие другие? И сейчас есть одаренные молодые мастера, но на плаву творения нахрапистых ребят, твердо знающих, что искусство — это не что-то там эфемерное, а дорого продаваемая и вполне покупаемая штука. То, что художником в наши прагматичные рыночные времена заделаться стало совсем несложно, — и ежу понятно. Какое-то количество произвольно выбранных предметов, полет фантазии, полтора-два часа творческого акта — и арт-объект готов. Можно экспонировать при наличии определенных знакомств в соответствующей среде, на которую этот "тренд" в свою очередь не мог не повлиять соответствующим образом.

Теперь, как выясняется, и выставки соорудить — дело нехитрое. .Причем отнюдь не только по разряду "актуального" и даже при отсутствии некоторого числа профессионально исполненных произведений (они в выставочной деятельности постепенно становятся элементом скорее даже лишним, избыточным). Главное — концепции, остальное приложится. А если еще информационный шум вокруг события правильно организовать — все, праздник искусств удался!

На фоне этих посредственных, но успешных ремесленников, чутко уловивших, куда дует ветер, которых язык не поворачивается назвать художниками, параллельно течет совершенно иная жизнь молодых талантливых живописцев, скульпторов, которые так и не сумели приспособиться к арт-рынку. Никем не замеченные, не оцененные по достоинству, они уходят в тень, так и не реализовав свои потенциальные возможности. Так что трава не всегда прорывает асфальт. От отсутствия света и воздуха росток может погибнуть. Так и в нашем случае. Десятки одаренных людей ломаются на этом, исчезают в расцвете сил, так и не найдя своего пути в искусстве.

И все же, что надо сделать молодому дарованию, чтобы оказаться востребованным, заставить заговорить о себе? Попытаться стать актуальнее самых актуальных, обеспечив тем самым коммерческий успех, либо рискнуть и постараться проложить собственный курс в бурном море арт-рынка? То есть выбор сводится к дилемме: стать как все или остаться самим собой.

КАК ОТМЕЧАЮТ ХУДОЖНИКИ, ДАВНО УСВОИВШИЕ ЗАКОНЫ АРТ-РЫНКА, он ничем принципиально не отличается от любого другого. Арт-рынок управляется теми же принципами, как и любой другой. На этом рынке наибольшим успехом пользуется то, что удовлетворяет вкусу не знатока, а массового потребителя. И дело тут не только в сходстве механизмов сбыта "продукции". Развитие искусства очень часто привязывают к развитию промышленности. Технический прогресс ведет к увеличению потребления, то есть к увеличению денежной массы, излишки которой и вкладывают в искусство точно так же, как и в расширение и модернизацию производства. Вот механизм, двигающий рынок актуального искусства. А чтобы оно не подешевело, создается миф — картины и скульптуры, в которые вы вложили деньги, так же ценны, как золото и бриллианты.

Но те, кто выбирает коммерческий успех, вовсе не считают, что тем самым утрачивают собственную индивидуальность. Напротив, они убеждены в уникальности своего дарования и коммерческий успех для них является лучшим подтверждением их "правоты".

Многие дилеры и галеристы, занятые сбытом картин, — не искусствоведы, а бизнесмены. Их цель — быстрее сбыть "продукцию", и произведения искусства для них являются не следствием любви "к искусству", а атрибутом статуса.

Итак, художнику, чтобы выжить, надо приложить много усилий, совмещать в себе маркетолога, бухгалтера, специалиста по ведению переговоров, юриста, психолога. Для творчества же зачастую не остается ни сил, ни времени. Выходит, что художник должен стать аскетом и писать только для души либо превратиться в дельца. Совместить то и другое просто невозможно. Но, как бы то ни было, залог выживания — активность.