Среди тех, кто в полной мере испытал на себе все ужасы армянской трагедии начала XX века, — Аршил ГОРКИ. 110 лет отделяют нас от даты рождения выдающегося художника-новатора, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Однако для нас его юбилей — не просто знаменательное событие культуры. Нам близки по духу его чувства, мысли, судьба, которые заставили миллионы зрителей, видевших его картины в лучших музеях Нью-Йорка, Бостона, Вашингтона, Филадельфии, Чикаго, Лос-Анджелеса, Лондона, Парижа, поклониться его душе.
И, ДУМАЕТСЯ, НАШИ ЗРИТЕЛИ, ЗНАКОМЫЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ С ТРАГИЧЕСКИМИ событиями его жизни (а это тоже факт немаловажный), а также с некоторыми живописными и графическими полотнами, выставленными в Центре искусств "Гафесчян", возможно, очень скоро обратятся к части его замечательного наследия, которую представит музей его имени в Святом Эчмиадзине. Как известно, сестра художника Вардуи, передав Армянской Апостольской Церкви в Нью-Йорке принадлежащие ей произведения, завещала исполнить его мечту, чтобы его наследие обрело пристанище в Эчмиадзине. Построенный в начале прошлого века на территории Святого престола, музей уже восстановлен по замыслу Католикоса Гарегина II и ждет работы великого художника. Благодаря усилиям заслуженного деятеля искусств РА, искусствоведа Шаэна Хачатряна в музее уже собраны десятки работ самых известных мастеров. А пока Шаэн приготовил нам великолепный сюрприз — выпустил замечательный альбом (издательство Printinfo), посвященный Аршилу Горки.
Альбом вышел в серии "Узнай и полюби". В этой серии юным любителям живописи уже представлены альбомы, посвященные Якову Экизлеру, одному из первых дарителей Национальной галереи Армении значительной части своей коллекции — около 30 работ армянских, русских и европейских мастеров; Петросу Контраджяну, одаренному художнику, принадлежащему к тому поколению западных армян, которые еще в детстве, в 1915 году, были оторваны от истоков, потеряли родителей и нашли пристанище в приютах и детских домах. Третий альбом посвящен великому живописцу Мартиросу Сарьяну, где дается краткий анализ 60 работ мастера.
"АРШИЛ ГОРКИ. ВОСТАНИК АДОЯН" — ЭТО ПЕРВЫЙ В АРМЕНИИ АЛЬБОМ, посвященный нашему замечательному соотечественнику. Он приурочен к 110-летию художника. Очерк Ш.Хачатряна дан на двух языках — русском в переводе с армянского Г.Кубатьяна и французском в переводе Аиды Саркисян. Он написан на одном дыхании, привлекает блеском литературной формы, глубиной анализа, взыскательной любовью к художнику и его искусству. Альбом Хачатряна ценен и тем, что в нем помимо лучших работ Горки проиллюстрированы не известные прежде полотна. Как отмечает Шаэн, часть слайдов получена им из американских музеев и частных собраний, другая — перепечатана из высококачественных каталогов различных выставок. Как видим, издание требовало особого энтузиазма, долгих поисков, тщательного изучения наследия Мастера. О некоторых подробностях мы попросили рассказать самого Шаэна.
— Когда в Армении состоялось первое знакомство с жизнью и творчеством Аршила Горки?
— В 1968 году в Ереван приехала сестра художника Вардуи и привезла слайды его работ, которые продемонстрировала на устроенном в Доме работников искусства вечере. С докладом на этом вечере выступил я, а председательствовал на нем живописец Оник Зардарян. Племянник же мастера Адо Адоян, арестованный в 1937-м и познавший сибирские лагеря, поделился своими воспоминаниями о детстве в Хоргоме, селе близ Вана. Услышанное потрясло всех, а вдохновленный говорящими красками Аршила Горки Минас Аветисян, лидер яркой плеяды художников нового поколения, буквально на следующий день приступил к работе над картиной "Под стенами Ахтамара: прощание с Ваном", в центре которой изобразил юного Востаника. Это прекрасное полотно хранится ныне в музее Алекса и Мари Манукянов в Детройте.
По словам Вардуи, в 1934-м она приезжала с мужем в Ереван и оставила здесь у своего родственника, серебряных дел мастера Ацагорцяна, четыре картины брата. Сын Ацагорцяна сказал нам, что в 1937 году отца арестовали, дом обыскали и забрали эти "антисоветские" полотна. Многих отправленных в Сибирь позднее реабилитировали, кое-кого посмертно. Был реабилитирован и Ацагорцян. Но картины Аршила Горки исчезли.
— Шаэн, в те годы вы были директором Музея Сарьяна. Мастеру были известны работы Горки?
— Уезжая, Вардуи подарила мне слайды, и я показал их Варпету. Он внимательно рассматривал их и под конец заметил: "Художник с очень свободной мыслью. Линии у него говорящие, чувственные, краски -красивы и близки моим краскам. И все это не выдумки, а воплощенная память. Называть это абстракционизмом не так уж и верно…"
— И все же к какому направлению относится творчество Горки?
— Я отношу его к редкой породе художников, способных сказать свое слово в искусстве. Аршил Горки — истинный новатор. Друг художника Уильям де Кунинг писал: "Он обладал потрясающим зрением, сверхъестественным чувственным восприятием и невероятным чутьем. Эти качества были у него еще до встречи с европейцами-сюрреалистами, и те сказали ему: у тебя уже все есть…" А известный американский искусствовед в предисловии к альбому-каталогу справедливо заметил: "Картины Аршила Горки обеспечили ему славу как последнему великому сюрреалисту и предтече абстрактного экспрессионизма".
Аршил Горки сполна усвоил образное мышление, свойственное сюрреализму, и был позднее признан основоположником абстрактного экспрессионизма. В работах его последнего периода запечатлены как пережитая им трагедия, так и лучезарная память о родных краях. Его творчество — как и наследие шедших тем же путем армянских мастеров Левона Тютюнджяна, Левона Минасяна, Хорена Тер-Арутяна, Мелкона Кекабджяна, Ерванда Кочара, Жирайра Оракяна, Акопа Акопяна, а также кинорежиссера Сергея Параджанова, чьи фильмы и коллажи родственны живописи, — рассматривается ныне как "армянский сюрреализм" — особая ветвь этого направления в искусстве.
И все же надо помнить, что Горки учился и развивался совсем не так, как многие художники. Приверженец авангардистских течений, он обладал исключительным дарованием. Как и ряд уцелевших в годы Геноцида художников-армян, он обрел для себя опору в сюрреализме. А свои вершины покорил, используя выразительные средства абстракционизма. Творческим источником явились для него навсегда укорененные в душе память о родине и красота погрязшего в насилии мира. И этот мир мало-помалу преобразился под его кистью, вобрал в себя глубину многозначных символов, а затем, уже в сугубо абстрактных формах, Аршил Горки выразил всю напряженность и силу своих душевных переживаний.
И в завершение скажу, что скоро вы увидите в Эчмиадзине в музее его имени полотна замечательного художника, завещанные его сестрой. А рядом с ними будут демонстрироваться высококачественные, крупного размера репродукции лучших его картины.
