Логотип

НАШ ЧЕЛОВЕК ИЗ CDC, ИЛИ «ДЕТЕКТИВ» ПО ВСПЫШКАМ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Анна Григорян – врач-эпидемиолог американской правительственной организации CDC – Центра по контролю и профилактике заболеваний США. Лого ведущей программы CDC – стоптанный туфель на земном шаре — четко отражает суть деятельности этой организации: расследование вспышек заболеваний и их контроль по всему миру. Анна — первая и пока единственная армянка, с блеском выдержавшая конкурс в CDC, где на одно место претендовали 50 человек, молодых, умных, тренированных. Ее резюме впечатлило даже видавших виды руководителей CDC.

Представительница семьи ученых (отец — профессор математики, мать была доктором биологических наук), Анна окончила с золотой медалью школу им. Пушкина, с красным дипломом — Ереванский медицинский институт, с отличием — Американский университет Армении и магистратуру в престижном Гейдельбергском университете (Германия). Защитила кандидатскую диссертацию, работала врачом-реаниматологом во 2-й больнице армянской столицы, врачом в Посольстве США, менеджером медицинских и социальных программ Агентства по международному развитию США в Армении (USAID). Владеет армянским, русским, английским, немецким и французским языками. Два года сложнейших занятий и тренировок в США сделали из нее первоклассного "детектива" по расследованию вспышек заболеваний. За четыре года работы в этой организации Анна удостоилась четырех наград и стала одним из самых востребованных специалистов CDC. Сегодня она занимается внедрением информационных технологий в систему надзора за заболеваемостью. Президент США Барак Обама, выделив в прошлом году большие суммы на развитие информационных технологий в здравоохранении, объявил это направление ведущим.

— Анна, сколько за эти годы вам пришлось истоптать башмаков?
— В Чикаго, где много первоклассных медицинских университетов, произошла трагическая история, одна из тех роковых случайностей, которые бывают раз в 30 лет. Четырем пациентам были пересажены сердце, печень и почки молодого донора, погибшего в автомобильной катастрофе. Операции прошли успешно, однако через полгода у одного из пациентов были диагностированы ВИЧ-инфекция и гепатит С. Трое остальных, кому были пересажены органы этого донора, тоже оказались инфицированы. Родственники обратились в суд, обвиняя медиков, история облетела всю страну. По заданию директора CDC мы с коллегой выехали на расследование, изучили истории болезни, материалы дела по трансплантации. Генотип ВИЧ был один и тот же, заражение явно шло от донора к реципиенту, хотя перед пересадкой были проделаны все необходимые по закону анализы. Дальнейшее расследование показало, что донор принадлежал к группе сексуальных меньшинств и, по-видимому, был ВИЧ-инфицирован на самом начальном этапе, когда тест еще не может выявить антитела, а на антиген его не проверили, существующей методикой это не предусматривалось. Для меня было большой честью участвовать в этом расследовании еще и потому, что нам предстояло решить, нужно ли менять методологии обследования доноров, чтобы исключить в будущем подобные трагедии.

— Какие из наград вам особенно дороги?
— Первые два года в CDC я проходила обучение в отделе по надзору за ВИЧ в США. ВИЧ-инфекция среди наркоманов (это была моя узкая тема) — одна из самых сложных систем надзора по причине конфиденциальной защищенности и многоступенчатой системы сбора данных по всем штатам и территориям США. Анализ собранных мной данных показал тенденцию снижения заболеваемости в результате успехов соответствующих программ надзора. Тем не менее проблемы остались, и самая острая та, что ВИЧ-инфекция у наркоманов нередко диагностируется уже на поздней стадии, значительно снижая шансы на выживаемость. Эпидемиологический анализ выживаемости, который я сделала, считается одним из самых сложных видов аналитической работы. Презентация постера была оценена медалью на годовой отчетной конференции CDC, так как представляла новейшую информацию по теме и была визуально привлекательна для аудитории. Следующим этапом стали презентации на Национальной конференции США по ВИЧ/СПИДу и конференции Американской ассоциации общественного здравоохранения. Статьи, опубликованные по этой теме, получили широкий резонанс и послужили основой для ряда программ по улучшению медицинских услуг соответствующего контингента, что позволило мне войти в узкий круг известных специалистов этой области.

— Сначала нас пугали атипичной пневмонией, затем птичьим, а позже и свиным гриппом. Какая еще вспышка инфекций может грозить человечеству?
— Мутации вирусов гриппа ожидаемы – история уже не раз подтверждала это. В июле в Атланте пройдет международная конференция по вновь возникающим инфекционным заболеваниям. Однако предвидеть все штаммы гриппа невозможно (их слишком много), отсюда и опасности. Мир сегодня стал очень уязвимым. Когда в средние века в Европе свирепствовала инфекция, вероятность ее попадания на другой континент была минимальной. Сейчас достаточно, чтобы один человек в инкубационном периоде заболевания пересек океан и инфекция уже "гуляет" на другом конце земного шара. Да и вентиляция воздуха в самолете такова, что при долгом полете риск подхватить инфекцию усиливается.

— Какова цель вашей нынешней командировки в Армению?
— Обучение армянских специалистов вопросам надзора за особо опасными инфекциями. Это долгосрочная программа, осуществляемая в семи государствах СНГ. В Армении она ведется в тесном сотрудничестве с Минздравом страны. Чума, холера, сибирская язва, бруцеллез — эти и другие особо опасные инфекции могут стать оружием биотерроризма. История знает много таких попыток, поэтому страны должны быть максимально готовыми к быстрому реагированию. На базе нашего Национального центра по информатике создан уникальный центр сотрудничества ВОЗ и CDC в области внедрения информационных технологий в глобальную систему надзора за заболеваниями.

— В каких еще проектах CDC вы принимали участие?
— Поддержка проектов внедрения мобильных информационных технологий сбора эпидемиологических данных при катастрофах и массовых скоплениях людей — сегодня самая актуальная тема в медицинской информатике. Наша группа уже осуществила такие проекты в Китае и на Гаити после происшедших там страшных землетрясений, а также в период массового паломничества мусульман в Мекку, когда опасность вспышек инфекционных заболеваний невероятно велика. По просьбе короля Саудовской Аравии, у которого уже был опыт работы с нашим отделом, CDC решил проблему своевременного сбора данных, используя мобильные устройства. Наисовременнейшая система такой связи помогла спасти сотни жизней и предотвратить возможные вспышки инфекций в глобальном масштабе. Президент Барак Обама отметил работу CDC как положительный вклад в улучшение отношений с арабским миром.

На снимке: Анна Григорян и экс-директор CDC Джулия Гербердинг