Совершенно новый класс биологически активных соединений мозга открыт 15 лет назад академиком Арменом ГАЛОЯНОМ и его группой из Института биохимии НАН РА. Уникальность этих биологически активных веществ в том, что они контролируют иммунную систему организма и болезни, связанные с дефицитом иммунитета.
Галармин и его аналоги являются мощным средством в борьбе против туберкулеза, успешно борются против нейродегенеративных болезней, влияют на стволовые клетки и нервные ткани, а также оказывают антибактериальное действие при самых различных инфекциях (сальмонеллез, стафилококк, бруцеллез, сибирская язва…). И что не менее важно, для лечения этих заболеваний требуются очень низкие концентрации, буквально мизерные количества галармина.
ВСЕ ЭТИ ГОДЫ АРМЕН ГАЛОЯН, ЕГО СПОДВИЖНИКИ ИЗ ИНСТИТУТА БИОХИМИИ, коллеги с кафедры генетики и цитологии Ереванского госуниверситета, Института физиологии им. Орбели, клинического центра "Арменикум", Государственного аграрного университета, Научного центра животноводства и ветеринарии, Института биотехнологии и Государственного педагогического института в Гюмри продолжали вести исследования галармина и его аналогов. Были проведены сотни экспериментов, доказывающих эффективность лечения ими сельскохозяйственных животных.
Корова, болеющая туберкулезом, при введении лишь одного миллиграмма галармина уже через две недели перестает быть бациллоносителем, а в течение 20-30 дней полностью выздоравливает. По действующим правилам животное, заболевшее туберкулезом, лейкозом или сибирской язвой, подлежит немедленной ликвидации, в год по этой причине страна (есть и такая статистика) теряет 268 млн драмов. Тем не менее добиться внедрения галармина в практику лечения сельскохозяйственных животных в широком масштабе пока не удается.
Блестяще преодолев на первый взгляд самые сложные этапы пути — открытие галармина, а затем и получение его в синтетической форме, ученые неожиданно для себя увязли в чиновничьих лабиринтах. В отличие от стран Европы и США, где лекарственные препараты, применяемые для животных, не нуждаются в традиционном утверждении пищевой и лекарственной администрацией, у нас это обязательно. Занимается этим Экспериментальный центр по лекарствам и медицинским технологиям. Но случилось так, что он сам стал тормозом на этом пути.
Тупиковая ситуация вызвана тем, что члены Экспериментального центра по лекарствам и медицинским технологиям, никогда прежде не занимавшиеся проблемами лечения скота, не знают, как справиться со свалившейся на них "головной болью". Ранее решение этих вопросов входило в компетенцию Минсельхоза, но несколько лет назад центр отобрал у него эти функции. Специалисты министерства, хотя и дали положительную рекомендацию галармину, продвижению его не помогают, не их, мол, прерогатива. Ну а пока эти государственные структуры заняты межведомственными дрязгами, животные продолжают гибнуть, нанося ощутимый урон крестьянам и без того тощей государственной казне.
ДО СИХ ПОР ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГАЛАРМИНУ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ осуществлялись во многом благодаря гранту МНТЦ. Но в октябре срок действия гранта, обеспечивающего их жизнедеятельность, закончился. А поскольку с января 2011 года фонд МНТЦ меняет приоритеты деятельности, рассчитывать на новый грант не приходится. Если в ближайшее время вопрос дальнейшего финансирования решен не будет, исследования придется резко урезать. Выход из ситуации академик Галоян видит в организации на базе своей лаборатории Научно-производственного центра нейрохимии и нейроиммунологии особо опасных инфекций. Де-факто центр уже давно действует, ведь исследования по галармину и его применению ведутся, как уже было сказано, в сотрудничестве с группами других научных коллективов.
Речь идет о юридическом статусе центра, финансирование которого должно взять на себя государство. В действующей лаборатории Галояна впервые в Армении реально идет пептидный, белковый синтез. Если правительство выделит 90 миллионов из тех 268 миллионов, что ежегодно теряются из-за гибели скота, центр сможет не только предоставить стране необходимое для лечения сельскохозяйственных животных количество галармина, но и продавать его за рубеж. А главное — продолжить исследования по применению галармина и его аналогов в медицине.
Многолетние фундаментальные исследования академика Галояна и его сотрудников свидетельствуют об исключительно важном значении галармина в лечении болезней крови — лейкоза, лейкемии, миеломы, лимфомы… Доказано, что галармин не только способствует восстановлению кровеносной системы после химиотерапии, но и убивает опухолевые клетки без какой-либо токсикации. Ожидается, что он уменьшит потенциальные трудноизлечимые инфекции, которые являются вторичными после химиотерапии.
Внимание мировой медицинской науки привлекло еще одно открытие Галояна — из эндокринных клеток мозга им выделены кардиотропные гормоны, регулирующие сердечное кровообращение. Структура их еще полностью не расшифрована, тем не менее получать эти биопрепараты уже можно.
ЗАТРАТИВ ЭНЕРГИЮ НА НАУКУ, УЧЕНЫЕ ВЫНУЖДЕНЫ ТРАТИТЬ ЕЕ В РАЗЫ БОЛЬШЕ, ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ ЧИНОВНИКАМ ДОКАЗАННОЕ. Даже рекомендации доктора Флойда Тауба, известного специалиста в области фармакологии, директора Life Time Pharmaceutificals Inc, профессора Оппенгейма, одного из крупнейших иммунологов мира, цитадели мировой микробиологии института Луи Пастера в Париже (а они предложили академику Галояну совместно вести дальнейшие исследования), не смогли пробить брешь в твердолобой чиновничьей среде.
Только после встречи академика Галояна с президентом страны Сержем Саргсяном лед тронулся, наметились реальные возможности продвижения исследований. По поручению министра здравоохранения Армении результаты исследований галармина были детально обсуждены и получили положительную рекомендацию на заседании ученого совета Института гематологии им Еоляна. Комиссия Счетной палаты, как явствует из ее заключения, сделанного на основе двухмесячного изучения всех материалов, признала целесообразность организации Научно-производственного центра нейрохимии и нейроиммунологии особо опасных инфекций. Но как развернутся события дальше, предсказать пока сложно.
Важные научные открытия в США, как правило, обсуждаются в Белом доме. У нас это не принято, хотя, наверное, имеет смысл перенять эту позитивную практику. Выслушать рекомендации оппонентов за и против, обсудить, а не ссылаться на слухи или, скорее, оправдываться ими, как сейчас нередко поступают чиновники. Время требует действия. А оно в создании перспективного Научно-производственного центра нейрохимии и нейроиммунологии особо опасных инфекций, способного выдерживать международную конкуренцию.