Логотип

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ КАРТИН

Собрание Национальной картинной галереи Армении считалось одним из богатейших еще во времена СССР. Сегодня в залах, фондах, запасниках галереи хранится 26 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, керамики, вызывающих интерес и восхищение знатоков всего мира.

— ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА МОЛЧИТ, ПОКА НЕ ОБРЕЛО СВОЕГО ЗРИТЕЛЯ, СЛУШАТЕЛЯ. И часто не находит дорогу к людям без проводника. Таким проводником и становятся наши экспозиции, — говорит директор Национальной картинной галереи Фараон Мирзоян. — На Всемирной выставке художников, обращенных к Востоку, проходящей в эти дни в Голландии, экспонируются работы Мартироса Сарьяна, Акопа Коджояна, Вардгеса Суренянца, Григора Шарбахчяна, Овнатана Овнатаняна… В конце прошлого года в Пушкинском музее России с большим успехом прошла выставка картин русских и армянских художников XIX – начала XX века. Было представлено более ста работ, в том числе картины Шагала, Айвазовского, Репина, Кандинского, Кочара, которые отобрали приехавшие в Ереван эксперты музея. В залах нашей галереи были открыты выставки картин Арутюна Галенца, Вардгеса Суренянца, Вагаршака Элибекяна, Иосифа Караляна…

Это видимая, бросающаяся в глаза работа сотрудников галереи. Скрытый фронт работ, невидимый постороннему глазу, не менее широк и значителен. Кропотливая, скрупулезная ежедневная работа, идущая в фондах, запасниках, реставрационных залах, является тем самым фундаментом, на котором строится жизнь галереи. Только в прошлом году были классифицированы, сфотографированы и введены в компьютер 24 тысячи хранящихся здесь работ. Полностью отреставрированы около 20 картин, более ста прошли профилактику…Старинным часам, незадолго до выставки напоминавшим обычный металлолом, руками искусных мастеров возвращена не только красота, но и жизнь — исправлен их механизм.

…То, что картины болеют, стареют в принципе известно всем. Но над работой реставраторов, как правило, мало кто задумывается. Между тем от них зависит новая жизнь старых картин, тех самых, которыми мы не устаем восхищаться. Картина – живой организм. Микроорганизмы, населяющие ее, как и неумолимое время, ведут постоянную подрывную деятельность, поэтому чем раньше, точнее поставлен диагноз и правильнее подбор "медикаментов", тем качественнее лечение.

В святая святых – реставрационной мастерской Национальной картинной галереи — в эти дни разложены на столах полотна Николая Ге, Ованеса Айвазовского, Георгия Якулова, Оника Тер-Тадевосяна, а также неизвестных европейских мастеров… Над ними колдуют, точнее слова не подобрать, руководитель мастерской Гамлет Матевосян, реставратор старшей категории, он работает уже 28 лет; Игорь Погосян – реставратор первой категории (стаж 20 лет), таких специалистов не то что в Армении, в СНГ немного, а также их молодой коллега Айк Амирханян.

КАЗАЛОСЬ БЫ, РЕСТАВРАЦИЯ — ПРОЦЕСС НАКАТАННЫЙ, каноны давно определены, лечение поставлено на поток. Но это только кажется. Каждая картина требует своего индивидуального подхода. Особенно, если речь идет о полной реставрации, дубляже, новой записи. Процесс этот, несомненно, творческий, хотя "химичить" с красками армянским реставраторам приходится редко – специальные краски, материалы, необходимые в процессе работы, в галерею теперь поступают регулярно – в этом году получены из Италии. Но если работа требует, то наши мастера могут и сами выдерживать масло перед тем, как тонировать его необходимым пигментом. Опять же сказывается школа, которую они, проходили еще в научно-исследовательской мастерской им. Грабаря.

С картинами европейских мастеров XVII века художники работают уже по канонам европейской школы, методически более сухой, строго придерживающейся установленных веками правил. Гамлет Матевосян, побывавший на стажировке в мастерских Франции и Италии, хорошо знаком с их спецификой. Уже второй раз в Королевский замок в Варшаве едет Азнив Ишханян. Тема ее стажировки — реставрация гобелена. Поляки, побывавшие в Национальной галерее Армении, узнав, что у нас здесь нет специалистов по гобелену, не только безвозмездно отреставрировали уникальный гобелен XVII века, но и предложили обучить наших мастеров этой работе. Другой техники, другой специфики требует реставрация графики, где работают Амалия Овсепян и Азнив Ишханян, прикладного искусства, деревянных изделий (Гагик Амирханян), бумаги. У реставраторов галереи и здесь заложены хорошие традиции.

В ЭТОМ ГОДУ РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ ПОПОЛНИТСЯ НОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ИЗ ЯПОНИИ. Очень мощное, укомплектованное самой современной аппаратурой, оно поможет при определении болезней живописных и графических работ, подскажет пути их лечения. Ну а как оно проходит — всегда можно узнать по больничному листу, на котором фиксируется, в том числе и фотографически, весь процесс лечения. И неважно, полная это реставрация или всего лишь ремонт задней стенки картины, ее рамы.

— Этот год будет не менее насыщен выставками, чем прошлый, — продолжает Фараон Мирзоян. — Взят курс на ознакомление мира с работами армянских художников, планируем устроить за рубежом выставки работ Вардгеса Суренянца, Георгия Якулова и других малоизвестных миру армянских художников. В марте предполагаем открыть выставку одного произведения Ерванда Кочара, а затем экспозицию работ сюрреалистов. В ближайшее время вместе с Робертом Элибекяном готовим обращение к нашим художникам:"Подарите по одной своей работе галерее". Фонды Национальной картинной галереи Армении должны постоянно расти. Это забота общая.