говорит в интервью "ГА" заместитель начальника оперативного управления спасательной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям РА полковник Ованес ХАНГЕЛЬДЯН
— Г-н Хангельдян, насколько мне известно, в структуре МЧС предполагается создание единой оперативной службы, аналогичной американской 9-1-1. Когда она начнет действовать?
— Сегодня, когда безотлагательно требуется помощь полицейских, медиков, пожарных, газовиков, людям приходится звонить по четырем оперативным номерам: 101, 102, 103, 104. В скором времени при необходимости экстренной помощи достаточно будет набрать всего один номер — и помощь незамедлительно придет. При нынешней системе, когда действует четыре оперативных номера и столько же диспетчерских служб, организация помощи требует значительного времени.
Поэтому в этом или в начале следующего года начнется создание мощного центра, способного оперативно обеспечить сложную экстренную помощь при ЧС в масштабах всей республики. Работа по организации этой службы потребует решения многих задач. В первую очередь — подготовки квалифицированных диспетчеров, способных в течение одной минуты разговора с пострадавшим найти наиболее эффективный способ реагирования, принять решение о качестве и количестве участвующих организаций. Главными направлениями в системе обучения станет оперативная, психологическая и тактическая подготовка. В каждой команде диспетчеров будет работать врач, который подскажет, какую помощь следует оказать пострадавшему до приезда медиков. Если звонящий не может назвать адреса или описать, где он находится, диспетчер определит его местонахождение при помощи специальных компьютерных программ. Это давно практикуется в Европе и США.
— Но при отсутствии соответствующей технической базы, нехватке машин, оборудования помощь все равно будет запаздывать…
— Конечно, предстоит решать и вопросы технического и технологического оснащения. Но машины других служб – скорой помощи, аварийные — не перейдут в систему МЧС. Надо решить вопрос оснащения их нашей связью. Придется задействовать множество различных систем, чтобы в любой момент диспетчер мог незамедлительно определить местонахождение каждой машины и связаться с ней. Служба типа американской 9-1-1 или аналогичная ей европейская 1-1-2 очень затратная, ее создание и работа обходятся дорого. Но при хорошо налаженной системе она очень эффективна в защите населения.
— При звонке на 9-1-1 в США на место происшествия выезжают сразу три машины. А как будет у нас?
— В Канаде и США при звонке на 9-1-1 на место ЧС одновременно выезжают медико-амбулаторная, полицейская и пожарно-спасательная машины. Анализ экспертов США показывает, что это обходится дорого и оправдывает себя лишь в 10-15% ЧС, хотя позволяет очень оперативно оказывать помощь. Европейская служба экстренной помощи 1-1-2 работает по иной системе – в зависимости от ситуации на место происшествия высылается одна машина, если, конечно, обстоятельства не требуют одновременно другой помощи. Диспетчер службы 9-1-1 остается на связи с пострадавшим, пока не убедится, что службы реагирования прибыли на место ЧС. Диспетчер службы 1-1-2, организовав реагирование на один звонок, сразу же переключается на другой. Во многих странах Европы при криминальных ситуациях звонят прямо в полицию, но могут позвонить и на 1-1-2 — реагирование будет столь же оперативным. И в США, и в Европе диспетчеры благодаря специальным компьютерным программам извещают службы реагирования в системе онлайн, не прерывая разговора с пострадавшим. Действует и приоритетная шкала обслуживания. Диспетчеры сами решают, какой звонок требует более оперативного реагирования.
— Какая модель будет использована при создании нашей службы?
— Вероятно, мы предпочтем европейский стандарт. Россия тоже работает по европейской системе 1-1-2. Количество спасательной, медицинской и пожарной техники у нас не так велико, чтобы можно было задействовать одновременно три службы, которые могут и не понадобиться. После выяснения ситуации диспетчер определит, сколько и каких машин отправлять на место происшествия. Однако в случаях, когда не удается достаточно точно определить масштабы ЧС, сложившуюся ситуацию, мы, руководствуясь инструкцией, будем одновременно направлять три машины: полицейскую, пожарно-спасательную и скорой медицинской помощи.
— На какие происшествия обязан реагировать нынешний Центр кризисного управления?
— Техногенные катастрофы и техногенные чрезвычайные ситуации, природные катаклизмы, а также социально-бытовые чрезвычайные ситуации, независимо от их классификации. При необходимости мы привлекаем соответствующие службы, чтобы помощь была всесторонней. Контактируем со всеми оперативными службами на всей территории страны. На порядок выросло число обращений со стороны населения – сегодня нам звонят по любым вопросам, даже когда вызов не связан с пожаром или работой спасателей. Доверие к службе очень важный фактор нашей работы. На нас также возложена функция оповещения руководства страны, министерств, ведомств и населения при возникновении и угрозе ЧС.
— Какие вызовы чаще всего поступают на диспетчерский пульт центра?
— В прошлом году по Армении было 4737 сообщений о пожарах, из них 1821 по Еревану. Особенно выросло число пожаров сухой поверхности травы, кустарников, деревьев, чему в значительной степени способствовали жара и отсутствие осадков. 51 вызов оказался ложным, но мы реагируем на все звонки — факт пожара можно определить только на месте. Сложно было бороться с пожарами в лесных массивах. В Лорийском марзе в декабре прошлого года леса горели в труднодоступных местах, на крутых склонах, тушить приходилось вручную. Пожарно-спасательные службы выезжают и на ДТП. В 2010 году было зарегистрировано 185 таких вызовов. Спасателям на водах удалось спасти 8 жизней. К сожалению, жертв, преимущественно на Севане, оказалось больше — 34 человека утонули. В основном это рыбаки, промышлявшие в зимнее время года. Мы принимали участие и в ликвидации последствий более 20 взрывов, имевших место на газозаправочных станциях, в машинах с газовыми баллонами, различных инженерных строениях. Спасали животных, залезших в дымоходы, застрявших в контейнерах, — сложности возникают, если контейнеры или другое оборудование являются частной собственностью, без разрешения владельца вскрывать их мы не имеем права.
— В мире растет число чрезвычайных ситуаций, вызванных природными катаклизмами. Вы готовы к реагированию на них?
— Жизнь показывает, что ситуации, которых не было в истории Армении, сегодня возможны. Меняется не только сложность, но и последствия ЧС. В последние годы в нашей стране начали происходить комбинированные природные явления. Актуальными стали и вопросы, связанные с глобальным потеплением, – опасностью селевых потоков, наводнений, быстрым таянием снегов, сопутствующими ливневыми дождями. Мы планируем организацию службы мониторинга, которая будет собирать информацию по всем направлениям, выявлять и предупреждать ЧС как природного, так и техногенного характера на самой ранней стадии. Это послужит созданию обширной базы данных, которая поможет при принятии решений.