Гагик Костандян еще ничего не знает об этом мире. Отроду ему всего несколько дней. Невдомек ему и то, что он самый дорогой подарок, который судьба преподнесла его родителям накануне Дня матери.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА, в котором Гагик появился на свет, отмечает в этом году свое 80-летие. Счет младенцев, рожденных в этих стенах за прошедшие годы, идет уже на сотни тысяч. Центр — один из очень немногих, можно сказать, единичных медицинских учреждений, удостоенных ордена "Знак Почета" еще во времена СССР. Уже много лет это медучреждение специализируется на приеме родов у женщин группы риска: с сердечно-сосудистыми заболеваниями, острым токсикозом, почечной недостаточностью, заболеваниями эндокринной системы…
Персонал клиники – профессионалы высокой квалификации. Да иначе и быть не может, ведь им приходится принимать не только сложные роды, но иной раз выхаживать новорожденных весом всего лишь в 500 граммов. Это те, кого еще несколько лет назад считали выкидышами. Напряженная борьба за жизнь такого ребенка начинается с момента рождения.
Подсчитано: чтобы выполнить свой долг перед нацией, каждая супружеская пара должна иметь более двух детей – в среднем это 2,4 -2,6, у нас же этот показатель равен 1,6-1,8. И это несмотря на то, что третий год Центр охраны здоровья матери и ребенка идет с плюсовым количеством родов. В прошлом году здесь было порядка 1200 родов. Вчера появились на свет еще 14 младенцев. Гагик Костандян — 715-й по счету ребенок, родившийся в центре с начала 2011 года. Цифры отрадные, но речь не о них. Предметом разговора этой встречи с директором Научно-исследовательского центра охраны здоровья матери и ребенка, доктором медицинских наук, профессором Георгием Григорьевичем ОКОЕВЫМ стали не просто роды, а их оплата. И вот что он рассказал.
РОДОВОЙ СЕРТИФИКАТ, ГАРАНТИРУЮЩИЙ ЖЕНЩИНАМ БЕСПЛАТНОЕ РОДОВСПОМОЖЕНИЕ, в нашей стране действует со второй половины 2008 года. Согласно этому сертификату, государство выплачивает медицинскому учреждению суммы, затраченные на каждые роды. Суммы эти зависят как от проделанной медперсоналом работы, так и от статуса медучреждения, то есть от его уровня. Чем выше уровень, тем контингент пациентов более сложный, а медицинская помощь, соответственно, более затратная. Сертификат на родовспоможение включает не только сами роды, но и уход за новорожденным, в том числе реанимацию и интенсивную терапию, а также так называемый период адаптации, то есть период выхаживания.
Задача медучреждения третьего уровня, а нашему центру присвоен именно он, в том, чтобы младенец, невзирая на проблемы, с которыми он появился на свет, ушел отсюда прямо домой. Для этого его надо научить не только дышать, но и жить. Кушать, переваривать пищу — все это он должен уметь делать сам. В этом и заключена задача адаптации. Жизнь показала, что ребенок бывает более крепким, здоровым и менее проблематичным, если он прошел адаптацию. У многих роддомов такой возможности нет, поэтому женщину, беременность которой протекает с осложнениями или с диагностируемой еще в утробе матери патологией ребенка, направляют на роды в наш центр. Правильнее сделать это еще до родов: ни один реанимобиль не может создать того комфорта, который обеспечивает ребенку организм матери. Все это, конечно, увеличивает затраты, но они учтены в сертификате родовспоможения. Однако сертификат не предполагает бесплатного питания матерей.
Наш центр может обеспечить правильное послеродовое питание, но за это надо платить. Так принято во всем мире. У нас есть в центре и платные палаты, но разница между ними и бесплатными лишь в количестве коек. В платной она всего одна, но все палаты отличаются повышенной комфортабельностью: тот же холодильник, телевизор, та же кровать, посуда, санузел.
Меня, мягко говоря, удивляет, почему наши политики любят говорить о бесплатной медицинской помощи. Уж они-то должны знать, что бесплатной медицинской помощи не бывает, за нее платит государство. Нельзя получать эту помощь и постоянно охаивать тех, кто эту помощь оплачивает. Правительство на сегодняшний день взяло на себя значительно больше обязательств, чем это возможно при нынешнем состоянии экономики. Но современная медицина — финансово затратная сфера и поэтому выделяемых средств недостаточно. Надеяться на то, что медицина сможет когда-нибудь удовлетвориться выделяемыми государством средствами, тоже не стоит. Развиваются медицинские технологии, а параллельно растут и цены. Недавно по одной из телевизионных программ был показан новый компьютерный томограф – сказочный аппарат с очень большим количеством плюсов, но цена его так высока, что приобрести его пока смогли лишь две клиники в мире — одна в США и другая в Англии.
Один из основных рычагов, обеспечивающих доступность и повышение качества медицинской помощи, — страховая медицина, но к этому еще надо прийти, а пока есть вопросы, которые необходимо решить. Как я уже говорил, сертификат на родовспоможение оплачивает роды и уход за новорожденным, но не распространяется на лечение патологии в ходе беременности. Лечение этих женщин до родов также оплачивает государство, но я хотел бы остановиться на вопросе соучастия в оплате за оказанную медицинскую помощь. Итоговая сумма должна быть для всех одинакова, но участие пациента в оплате должно быть соразмерно его заработной плате. Чем выше заработок, тем выше должна быть и доля его участия и, соответственно, доля государства — ниже. И наоборот, чем ниже социальный уровень пациента, тем выше доля государства. Здоровый платит за больного, богатый — за бедного. Этот принцип, который действует во всех развитых странах, должен работать и у нас.
СЕГОДНЯ МЕДУЧРЕЖДЕНИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ СОВРЕМЕННОЙ АППАРАТУРЫ, оборудования, не в состоянии оказать квалифицированную помощь, каким бы компетентным врач ни был. Особенно когда эта помощь касается новорожденных. 900-граммовый человечек требует значительно больших затрат, чем, к примеру, 90-килограммовый пациент. Примерно 25 новорожденных каждый месяц проходят в нашем центре через реанимацию. Процесс их реабилитации помимо современной аппаратуры требует наличия высококачественных и очень дорогих инструментов. Даже простые катетеры должны быть более тонкими и нежными, чем обычные. Мы бесконечно благодарны Ральфу Йирикяну — генеральному директору VivaCell и Кети Меллор из Англии, которые много сделали для повышения уровня интенсивной терапии новорожденных в нашем центре. Именно они помогли оснастить наш центр высококачественными инструментами и уникальным аппаратом, позволяющим проводить ультразвуковое исследование головного мозга новорожденных. Он применяется для раннего обнаружения проблем у больных и недоношенных младенцев. В свою очередь по первому требованию родильных домов страны мы предоставляем им наш транспорт, чтобы они могли оперативно доставить к нам новорожденных с поражениями центральной нервной системы, кровоизлияниями и различными врожденными патологиями головного мозга. Своевременная диагностика позволяет своевременно вмешаться и решить много проблем.
…Мадонну с младенцем рисовали многие выдающиеся художники — ведь нет женщины прекрасней, чем кормящая ребенка мать. Пусть их будет как можно больше.
На снимках: директор центра, профессор Георгий Окоев.
Лиана Григорян с сыном Гагиком Костандяном.
Руководитель отделения Павел Мазманян проводит нейросонографию новорожденного.