Логотип

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ — СЛОЖНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СПЛЕТЕНИЕ

Новый грузинский посол в Армении Тенгиз ШАРМАНИШВИЛИ – профессиональный политик. В ранге дипломата выступает впервые, но уверен, что служить своему государству можно на любом фронте. Этот путь он выбрал тогда, когда Грузия еще не имела государственности. И хотя активное участие в национально-освободительном движении было сопряжено с большими проблемами, выпускник филологического факультета Тбилисского госуниверситета не мыслил себя вне этой борьбы. Когда Грузия обрела независимость, он окончил еще один факультет ТГУ, теперь уже юридический, и все последующие годы служил стране, активно участвуя в ее реформировании.

В 1995-1999гг. представлял оппозиционную в те годы национал-демократическую партию в парламенте, работал в государственных и негосударственных структурах, занимался вопросами прав человека и межнациональных отношений, имеет звание государственного советника юстиции, равнозначное званию генерал-майора. До назначения послом Т.Шарманишвили работал секретарем госкомиссии, реформировавшей Конституцию Грузии. Энергичный, эрудированный, прагматичный, жесткий и в то же время приветливый, он являет собой новый тип современного грузинского дипломата. В интервью "ГА" г-н Шарманишвили рассказал о перспективах развития армяно-грузинских отношений.

— Господин посол, поздравляю вас с назначением на высокую дипломатическую должность в стратегически важной для Грузии стране. Какими вам видятся общие перспективы развития взаимоотношений между нашими странами и возможна ли их трансформация в полноценное стратегическое сотрудничество?
— В течение многих веков мы являемся добрыми соседями. История тесно переплела сферы нашей материальной и духовной культуры. Что касается политики и экономики, то и здесь много общих проблем. Мы живем в одном регионе, на Южном Кавказе. Нынешние отношения между нашими странами можно охарактеризовать как отличные. На самом высоком уровне они носят дружеский и доверительный характер, что подтверждают частые официальные и неофициальные визиты наших президентов, председателей правительств, министров. Такие активные контакты считаются показателем интенсивных и полезных для обеих стран отношений. Сегодня глобализация идет такими темпами, что отставание в интеграции равнозначно безнадежному отставанию в развитии. Как бы успешно наши экономики ни развивались, страны с четырех-пятимиллионным населением стать самодостаточными не смогут. Надо интегрироваться, строить общие планы. Лично я рад, что, будучи послом, могу способствовать углублению контактов наших стран.

— Правительство Грузии приняло программу развития региона Самцхе-Джавахети, в состав которого входит Джавахк с его компактным армянским населением. Каких изменений следует ожидать?
— Инфраструктура Джавахети меняется на глазах. Введены в эксплуатацию новые дороги, соединившие этот регион как с Тбилиси, так и с Арменией, в августе начнет функционировать пивной завод в Ахалкалаки, а это еще одна сотня новых рабочих мест. Осенью вступит в строй завод макаронных изделий в Аспиндза, и это не считая предприятий, открытых здесь в последние годы. Интенсивно идет строительство железной дороги, планируется строительство автомобильной трассы через горную Аджарию, которая соединит Джавахети с Черноморским побережьем. Развитие туризма предполагает строительство новых гостиниц, ресторанов, развлекательных центров… И это еще не все. На бизнес-форум в Тбилиси, посвященный развитию Самцхе-Джавахети, мы пригласили 40 армянских бизнесменов. Будет прекрасно, если в местах компактного проживания наших граждан армянской национальности будет работать и капитал из Армении. Показателем того, что Грузия намерена строить долговременные дружеские отношения с Арменией, служит и приглашение армянских инвесторов в любые другие наши регионы. Рядом с Кобулети выделены земли под строительство гостиниц, ресторанов и другой инфраструктуры. Цена символическая — 1 лари за всю предоставляемую территорию. Подвод коммуникаций берет на себя государство, хозяева объектов на 15 лет освобождаются от ряда налогов. Я знаю, что два армянских инвестора уже строят там гостиницы. Таких проектов в Грузии будет еще много, наша задача вовремя информировать об этом армянских друзей. Недавно в Ереван приезжали представители свободной промышленной зоны Поти, чтобы познакомить ваших бизнесменов с перспективой ее развития. Грузия — страна либеральной экономики, а свободная экономика не делит капитал по национальному признаку.

— Грузия, как и Иран, является для нас важной транзитной страной. Можно ли ожидать упрощения процедуры таможенных процедур?
— По моим сведениям, вопрос об интеграции пропускных служб на границе будет обсуждаться в ходе встречи премьер-министров наших стран. Я думаю, наступит время, когда необходимость в пропускных пунктах на наших границах вообще отпадет. Страна, препятствующая передвижению людей, капитала, сама лишает себя перспектив развития. Чем скорее наши страны будут интегрированы и в экономическом, и в политическом смысле, тем лучше для обоих государств.

В день, когда я передал президенту верительные грамоты, в Ереване шел концерт ансамбля Сухишвили и Рамишвили. Глядя на реакцию зала, я понял, что так воспринимать все тонкости грузинского танца может только нация, которая хорошо знает и чувствует другой народ. Но есть опасение, что тысячелетние связи наших культур, традиций известны только старшему поколению. Когда меня назначили послом, я спросил у своих дочерей 16 и 13 лет, что они знают об Армении, и с сожалением обнаружил, что Австралия им знакома лучше. Надеяться, что нити нашей дружбы, знания автоматически передадутся новому поколению, нельзя. Надо работать в этом направлении, чтобы молодежь обеих стран более тесно общалась. Определенные шаги уже сделаны. С этой осени учеба десяти студентов из Армении, пожелавших учиться в Грузии, будет оплачиваться из фонда Михаила Саакашвили. Президент Армении оплатит из своего фонда учебу в Ереване десяти грузинских студентов. Уверен, культурные и образовательные связи окажутся результативными.

— Нас продолжают волновать вопросы, связанные с правами и со свободами наших соотечественников в Грузии, в том числе и вопрос сокращения числа армянских школ…
— Мы не можем надавить на грузинских армян административным указом с требованием отдавать своих детей в армянские, а не в русские школы. Подавляющее большинство учащихся русских школ в Грузии — армяне. Трудно предположить, что Грузия заинтересована в увеличении числа русских школ. Если бы мы хотели ликвидировать армянские школы, то сделали бы это на пике национализма еще в 90-е годы. Не сделали этого тогда и не сделаем сейчас, это не наш путь. Грузия – единственная страна в мире, где армянские школы имеют государственное финансирование.

— В уголовно-исправительных учреждениях Грузии отбывают наказание сотни граждан Армении, которые пересекли государственную границу Грузии в местах, де-факто находящихся вне ее политического контроля. Предполагается ли их досрочная амнистия, что стало бы жестом доброй воли в отношении армянского общества в целом?
— По закону Грузии, любое пересечение границы на оккупированных территориях без разрешения грузинских властей является незаконным. Граждане Армении должны знать это. Я думаю, если грузинские власти убедятся, что пересечение границы не было преднамеренным, то, возможно, будут предприняты соответствующие шаги. Но для этого надо подать заявление в комиссию по помилованию. Что касается Чахаляна, то если он считает, что суд над ним был несправедливым, пусть обращается в Страсбург. Для меня как гражданина Грузии его вина доказана. Занятие политикой никого не освобождает от соблюдения закона. Чахалян знает, что, если он докажет в Страсбурге свою правоту, Грузию ждут очень серьезные санкции.