В музее-мастерской художника
15 сентября в Манеже откроется выставка картин народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий, академика Дмитрия Аркадьевича Налбандяна. Выставка приурочена к 105-летию со дня его рождения.
При упоминании о Дмитрии Налбандяне в воображении чаще всего встают большие тематические полотна на историко-революционную, ленинскую тему. По репродукциям этих картин, представленных на страницах учебников, советские школьники изучали историю своей страны.
Налбандян — единственный, кому никогда и никому не позировавший Сталин доверил написать свой портрет с натуры. "Вождь всех народов" позировал художнику в течение 45 минут, за которые тот успел сделать несколько очень точных и психологически верных набросков. Облагороженные кистью художника, они и легли в основу знаменитого портрета. В мастерской Налбандяна в доме № 8 по улице Тверской (сейчас здесь функционирует его музей-мастерская) часто бывали члены Политбюро и маршалы, ему заказывали свои портреты зарубежные политические лидеры. "Роман" художника с властью длился всю его жизнь. Одни властители сменяли других, но каждый хотел быть запечатленным для истории Дмитрием Налбандяном. Художник создал парадный портрет власти государства, в котором жил, но, вероятно, придет время, когда правители эти станут просто политиками эпохи художника Налбандяна.
Я познакомилась с работами Налбандяна много лет назад в тбилисском доме его сестры Маргариты Аркадьевны Налбандян, с дочерьми которой дружила еще со школы. У нее были всего три картины брата, но какие! Блистательный натюрморт, утверждающий радость бытия, давал возможность почувствовать красоту предметного мира. Сияние солнечных лучей, пронизывавших зелень листвы, озаряло поэтичной аурой вроде бы простенький пейзаж. Глубокое, искреннее чувство выделяло портрет матери Айкануш Карапетовны. Как говорила Маргарита Аркадьевна, в нем были переданы не только внешнее сходство, но и суть характера, душевные качества. Образ матери Налбандян создавал не единожды: один из ее портретов находится в экспозиции Третьяковки, другой приобрел Владимиро-Суздальский музей. Еще один представлен в экспозиции музея-мастерской художника.
Искусствоведы утверждают, что богатые возможности таланта Дмитрия Аркадьевича наиболее ярко раскрылись именно в жанре портрета. И с этим нельзя не согласиться. Каждый написанный им портрет — а Налбандяном создана огромная портретная галерея общественных и политических деятелей разных стран, людей науки и искусства, военных и тружеников полей – это явление. Художник убедительно передает не только неповторимую индивидуальность, но и социальную значимость личности, а свободная живописная манера лишь усиливает пластическую выразительность образа.
В музее представлен портрет жены художника Валентины Михайловны "Комсомолка В.Терехова", написанный в 1935 году. Дмитрий Аркадьевич писал свою супругу, с которой прожил вместе несколько десятилетий, много раз, но этот портрет комсомолки Тереховой не продал даже Третьяковской галерее, не отдавал и на персональные выставки – так им дорожил. В экспозицию музея вошли и несколько автопортретов художника, созданных им в разные годы. Есть его "Автопортрет" и в знаменитой галерее Уффици во Флоренции, прославленной своим собранием автопортретов выдающихся мастеров живописи разных времен и народов. Налбандян — один из очень немногих советских художников, удостоенных этой чести.
В музее-мастерской на Тверской представлен целый ряд запоминающихся натюрмортов — "Ромашки", "Гвоздики", "Цветы на синей скатерти", "Цветущий сад. Уголок Николиной горы" и многие, многие другие. Дмитрия Аркадьевича отличала самозабвенная любовь к цветам. Рассказывают, что, когда скульптору Павлу Кербелю в день его рождения был преподнесен роскошный букет махровой, влажной сирени, Налбандян, до того спокойно сидевший в стороне, попытался отобрать его у именинника: "Дай мне эту сирень, я жажду писать сирень". Кербель не отдал, он сам был в восторге от букета, а Дмитрий Аркадьевич выглядел таким огорченным, что устроители юбилея принесли и ему в дар охапку такой же сирени. На следующий день он позвонил в Союз художников: "Ты знаешь, что я делаю, – пишу сирень". Этот натюрморт, мастерски передающий утреннюю свежесть густой сирени, также представлен в музее.
Маргарита Аркадьевна часто рассказывала о своей семье. После окончания Ленинградского текстильного института она работала в Тбилиси, была трижды удостоена звания "Лучший эксперт СССР по текстилю". Переехав в Москву, она передала музею из семейного архива рисунки, наброски, личные вещи, книги, фотографии, раскрывающие яркие эпизоды и события из жизни Дмитрия Аркадьевича, запечатлевшие его встречи с известными людьми XX века, в том числе с Индирой Ганди, Тодором Живковым, Громыко,Микояном, Баграмяном… Передала она и карандашные портреты Сталина, Калинина. Кирова, Ворошилова, Хрущева, Брежнева, Громыко, Мао Цзе-Дуна,.. а также портретные зарисовки участников партийных съездов. Все они обладают сегодня помимо художественной еще и большой документальной ценностью. Маргарита Аркадьевна скончалась в этом году в возрасте 96 лет и похоронена рядом с братом на Новодевичьем кладбище, на могиле которого установлен великолепный памятник работы знаменитого скульптора, академика Юрия Орехова. Художник высечен в камне с палитрой в руке. На Новодевичьем кладбище много красивых памятников, но этот, несомненно, один из лучших.
Великий труженик, Налбандян оставил большое творческое наследие. Значительная часть его принадлежит Государственной Третьяковской галерее, Государственному русскому музею, многим музеям и картинным галереям России, Индии, Китая, Европы и США, частным собраниям. Есть его работы и в Картинной галерее Армении. Налбандян любил писать солнечный зной своей родной Армении.
Дмитрий Аркадьевич много путешествовал по миру. У него был изумительный, фантастический цикл картин по Испании, Италии, Франции, Японии, Болгарии, Индии… Яркие, эмоциональные, свободные, они открыли новую поэтическую линию не только в его живописи, но и в советском изобразительном искусстве. Выставка этих работ, прошедшая в 1968 году в Русском музее, так и называлась – "Неизвестный Налбандян". В экспозиции музея-мастерской много зарисовок, набросков, сделанных по материалам зарубежных поездок. Выполненные сангиной, пером, фломастером, карандашом, они стали художественными свидетельствами своеобразной природы этих стран, людей, их повседневной жизни.
На предстоящей выставке в новом Манеже будут представлены работы, которыми славился художник. Сейчас сотрудники музея готовятся к ней, а еще работают над тем, чтобы пополнить экспозицию мастерской работой Налбандяна "Маяковский в Грузии". Сейчас эта картина – уходящий вдаль пейзаж, двухэтажный домик, неожиданные прорывы в небо, пространство, люди, которые с восторгом слушают поэта, — хранится в запасниках музея Маяковского и нуждается в реставрации.
Дмитрий Аркадьевич прожил долгую счастливую жизнь. Из 86 лет 70 были отданы любимому делу — искусству. До последнего дня он поднимался в мастерскую, где всегда стоял новый холст. Он хотел написать книгу воспоминаний, но не успел. А какая интересная могла быть книга.
