Логотип

В СИГАРЕТНОМ ДЫМУ

Большинство стран мира договорились: курить вредно. Можно, но не нужно. Это значит, что чем дальше, тем больше ограничений накладывается на продажу и рекламу табака, ну и, разумеется, на само курение.

С ТЕХ ПОР КАК АРМЕНИЯ — КСТАТИ, ПЕРВАЯ СРЕДИ СТРАН СНГ — на правительственном уровне подключилась к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе с курением табака, шагов в этом направлении было сделано немало. С улиц столицы исчезли всевозможные щиты, световые табло, плакаты с рекламами сигарет. Подросткам перестали продавать сигареты, а на пачках появились крупные предупреждающие надписи "Курение убивает", "Курение вызывает инфаркты и инсульты" и еще длинный перечень заболеваний, которыми ни один, находящийся в здравом уме человек страдать не хочет. Сегодня в Ереване — так по крайней мере убеждают нас — больше не курят в вузах, медицинских и других учреждениях, театрах, даже водители в общественном транспорте дымят не поголовно. Работает "горячая линия 512621". Раз в пять лет страна-участница представляет отчет о выполнении взятых по конвенции обязательств. В формальной части проблем вроде бы нет. Но отчет руководителя антитабачного проекта Центра исследования и развития службы здравоохранения Нарине Мовсисян показывает, что, по сути, положение не очень-то и меняется.

Согласно статистическим данным, число курящих мужчин в Армении снизилось на 7%, однако 60% дымят по-прежнему. Растет и число курящих дам. Цифры 3-4%, достаточно оптимистичные для других государств, для нашей нации весьма высоки. К тому же, уверены специалисты, в столице на самом деле курят порядка 10% женщин. Однако, считают они, паниковать по этому поводу не следует. Пока в странах Европы, Балтии курить не стало дурным тоном, ситуация там была аналогична нашей. И только когда общества этих стран стали принимать жесткую антитабачную политику как нечто вполне естественное, число курящих мужчин и женщин резко снизилось. В США за последние несколько лет ряды курильщиков сократились на 20%. Так что когда мы придем к такому же пониманию вреда курения, то перестанем быть эльдорадо для табачных компаний. Но при одном непременном условии, что у нас, как и у них, будут широко использоваться все методы антитабачной борьбы. И главное, когда активно задействованы в ней будут политические силы и административный ресурс.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, АКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В АРМЕНИИ ПОШЕЛ СРАЗУ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ национальной программы, когда борьба с табакокурением была возведена у нас в ранг официальной политики. Но с годами решительных и безотлагательных мер в этом направлении принималось все меньше. Одна из причин в том, что наше антитабачное законодательство сильно отстает от требований, принятых в мире. Тем не менее попытка изменить его не удалась. В начале прошлого года в Национальное Собрание страны был внесен законопроект "Об ограничении реализации потребления и использования табачных изделий". В частности, на рекламу сигарет ограничения здесь признаны более мягкими, чем в других странах, а спонсорская деятельность табачных компаний вообще не ограничена. Если одной рукой табачные компании и борются с детским курением, то с другой — продвигают сигареты, утверждают борцы с табаком. Один из пунктов проекта касался запрета на демонстрацию сигарет в витринах и у касс магазинов: курильщик (так принято во многих странах) должен спросить конкретную марку, и продавец достанет ее из-под прилавка. Однако, пролежав несколько месяцев под сукном, законопроект был возвращен депутатами обратно.

Инструментов антитабачной политики много. Все больше стран запрещают курение в ресторанах и кафе, вводятся ограничения на розничную торговлю сигаретами, ведется пропаганда здорового образа жизни, особенно среди подростков – главной целевой аудитории табачной рекламы. Но основными остаются налоги. В 1985 году в США в ходе рассмотрения одного из исков о причинении вреда здоровью был рассекречен внутренний документ компании Philip Morris, в котором говорилось: "Хотя ограничения на маркетинг и курение в общественных местах снижают объемы потребления, по нашему опыту налогообложение снижает их гораздо серьезнее. Поэтому озабоченность налогообложением в центре нашего внимания".

Во всем мире растет финансовая нагрузка на самих курильщиков. В тех же США медицинская страховка курильщику обходится дороже. За последние годы в Армении заметно выросли цены на продукты питания, а на сигареты — чуть-чуть, и только местного производства. У табачников свои аргументы: если поднять акцизы, в Армению хлынет поток контрабанды из других стран. Минфин – ключевой игрок, когда речь идет об акцизах, — выступает за рост акцизов, но не резкий. А ведь это цена решаемого вопроса.

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ АНТИТАБАЧНОЙ пропаганды, жалуются, что курильщиков делают людьми второго сорта. Каждый, мол, волен решать для себя – курить или не курить. Это, без сомнения, право каждого, но проблема в том, что страдают от этого некурящие, те, кого постоянно обкуривают в общественных местах. Информированность о вреде вторичного табачного дыма велика, но отстаивать свои права мы не торопимся. Беспощадная мировая статистика свидетельствует: на совести табака ежегодно 12 миллионов смертей, а это 14% от общего числа летальных исходов. Если не проводить эффективной политики в этой области, уверены специалисты, показатель смертности предположительно может увеличиться до 20%. По данным, озвученным в начале этого века владельцем компании Microsoft Биллом Гейтсом, около 80% смертей от заболеваний, вызываемых курением, будет приходиться на страны с низким и средним уровнем дохода. К таким, увы, относимся и мы.

Весьма любопытное исследование, посвященное позитивному влиянию табачного бизнеса на бюджетную сферу, было проведено в Чехии. Вывод, к которому пришли исследователи, говорит о пользе, которую курение приносит государственной казне: люди умирают раньше, а значит, бюджет экономит на пенсионных средствах. Такой вот неожиданный поворот темы, названный впоследствии серьезной ошибкой. Табачная компания, проводившая это исследование, официально признала циничность такого подхода и уверила мир, что никогда не повторит подобных действий.

И еще одна проблема. Из бюджета страны сразу после принятия Национальной программы борьбы с табакокурением на антитабачную пропаганду ежегодно выделялось 100 миллионов драмов. Потом эта сумма была сокращена до 50 миллионов драмов, но тем не менее позволяла неправительственным организациям вести широкую деятельность в этом направлении. Сегодня вопрос в другом — куда уходят эти деньги? Ситуация, по словам Нарине Мовсисян, абсолютно непрозрачная. Общественная организация "Развитие и интеграция", на счета которой переводится эта сумма для дальнейшего распределения, помещает на своих сайтах лишь список организаций, победивших в конкурсах, о проведении которых вообще не объявляется. Программы победителей, получивших гранты, не публикуются. А все обращения в эту и другие инстанции остаются без ответа.