Логотип

ХЕНТ

Здравствуйте, Гранты Динки. С такими словами обращались ораторы к людям, собравшимся у газеты "Агос" в день похорон Гранта Динка. Среди выступавших и слушавших было много турок.
Грант Динк был романтиком и оптимистом. Романтиком и оптимистом в стране, где словом "армянин" оскорбляли. "Турецкая ненависть отравляет армянам кровь", — написал как-то Грант Динк в своей газете. За эту фразу турецкая Фемида неоднократно преследовала Гранта Динка. По той самой, печально известной 301 статье турецкого Уголовного кодекса, позволяющей в судебном порядке преследовать людей за так называемое оскорбление турецкой идентичности.
За это Гранта Динка к судебной ответственности привлекали неоднократно. А он сам в это время в самых авторитетных международных инстанциях отстаивал мысль о необходимости продолжения процесса евроинтеграции Турции. Невзирая на турецкие суды, на то, что знал: дома ждет очередная порция анонимных угроз. Потому что Грант Динк был противником ненависти. Он не мог ненавидеть. И ту самую фразу сказал потому, что турецкая ненависть действительно отравляла ему кровь. Всю жизнь.
Но Грант Динк был не только преданным сыном своего народа, не только большим армянином. Он был и большим патриотом страны, в которой ему довелось родиться. Настоящим патриотом, который видел будущее Турции в европейской семье, верил в передовую, демократическую, свободную Турцию.
Он не только в это верил. Своей жизнью и работой он стремился приблизить время торжества в Турции тех гуманистических идеалов, в которые верил. И лучше других понимал, что во имя такого будущего Турция должна смириться со своим прошлым, признать это прошлое и искупить грехи.
Грант Динк был романтиком и оптимистом в Турции. А потому, улыбаясь, сам себя часто называл хентом.
Есть две истории человечества. Одна — это история войн, убийств, грабежей и насилия. Эту историю делают циники и примкнувшие к ним ура-патриоты. Но есть и другая история человечества. История прогресса, гуманизма, демократии, как бы ни было опошлено и извращено сегодня это слово. Эту историю делают хенты — романтики и оптимисты, как Грант Динк.
Потому что только такие хенты, как Грант Динк, могут вывести на улицы Стамбула (Анкары, Малатии, Измира, Санлиурфы, Хатаи) тысячи турок, скандирующих, что они тоже армяне, тоже Гранты Динки. Чтобы тысячи турок провожали в последний путь армянина, говорившего о Геноциде. . . На такое не способны политики. На такое способны только такие хенты, как Грант Динк, который даже своей смертью сделал для армянского и турецкого народов больше, чем десятки политиков разных национальностей за всю свою политическую жизнь.
Грант Динк жил и работал во имя будущей Турции. Гранта Динка убила Турция прошлого, Турция 1915 года. Какой выбор сделает Турция настоящая? Часть ее — в прошлом, в тех выстрелах родом из 1915 года. Часть — в будущем, в тех турках, которые провожали в последний путь Гранта Динка. Во имя свободы которых не только жил и работал, но и погиб Грант Динк.
P. S. В день похорон Гранта Динка председатель турецкого парламента Бюлент Аренч пообещал отменить 301-ю статью. Уже долгое время этого бесплодно добивались влиятельные международные организации и отдельные политики. Но лучшим памятником армянскому публицисту стало бы признание Геноцида и начало открытого и полноценного армяно-турецкого диалога по всем наболевшим вопросам.