Логотип

НОВАЯ ФОРМУЛА ТУРЕЦКОГО ШАНТАЖА

Официальная Анкара не могла не отреагировать на принятие резолюции, признающей Геноцид армян начала XX века в Османской Турции Комитетом по внешним связям Палаты представителей Конгресса США. И наблюдатели уже отмечают, как изменилась тактика официальной Анкары после принятия резолюции в сравнении с тем, что было до. . . До начала обсуждений турки грозились всем, чем могли, лишь бы провалить принятие резолюции (невольно способствуя популяризации обсуждений в комиссии Конгресса во всем мире). Сегодня же официальные лица Анкары все чаще говорят о том, что принятая резолюция не опасна для Анкары, поскольку имеет "всего лишь" рекомендательный характер.
Возникает закономерный вопрос: зачем было Анкаре поднимать такой шум вокруг имеющей лишь рекомендательный характер резолюции? Либо в Анкаре блефуют, либо, будучи уверенными в том, что резолюция обязательно пройдет, Анкара стремилась использовать ситуацию в свою пользу — в качестве большого повода для большой обиды на официальный Вашингтон с целью выторговать у него что-то взамен. . . Не потому ли премьер-министр Турции заявлял о том, что американо-турецкие отношения под угрозой, и в подтверждение своих слов приводил турецкую пословицу: "там, где веревка стала тонкой, она может порваться". Мудрая пословица. . .
Осуществленные на сегодняшний день антиамериканские меры Турции пока можно перечислить на пальцах одной руки. Отозван посол для консультаций, правда, тут же указывается, что с "армянской резолюцией" это никак не связано. Перенесен на более поздний срок визит в Вашингтон одного из турецких министров и одного из турецких генералов, плюс в Турции прошли небольшие митинги, состоялись акции против "Макдональдса" да прозвучали призывы бойкотировать американские товары. Пока вроде все или почти все. . .
Похоже, в соседнем Азербайджане шума от принятия резолюции даже больше, чем в собственно Турции. Министерство иностранных дел Азербайджана даже выступило с каким-то заявлением по этому поводу. В Баку уверены, что принятие резолюции "развязывает армянам руки" для предъявления Турции сначала материальных, а потом и территориальных требований, и очень в связи с этим переживают за судьбу своих старших братьев.
Заметим: до обсуждений в Комитете и во время них часто говорилось, что от принятия резолюции могут пострадать американские солдаты в Ираке, поскольку Турция станет чинить препятствия снабжению американской группировки горючим и т. д. Этим доводом любила спекулировать администрация Белого дома, и не случайно в ходе обсуждений один из проголосовавших против резолюции конгрессменов аргументировал свою позицию именно этим "обстоятельством". Однако довод этот во многом притянут за уши, о чем свидетельствует, в частности, и комментарий в этой связи экс-советника экс-президента Азербайджана Вафы Гулузаде. Он заметил: "Будто в Ираке нет своего горючего. . . " Вот уж действительно.
Правда, утверждается, что на столе у турецкого премьера Эрдогана лежит список возможных ответных мер Турции против США, премьер Эрдоган этот список очень внимательно изучает и список этот весьма серьезный.
Вне зависимости от того, что лежит на столе у Эрдогана и насколько это серьезно, констатируем, что, по мнению наблюдателей, в военно-политическом арсенале Анкары есть-таки весомый ответ на принятие резолюции. Правда, ответ этот никакого отношения непосредственно к резолюции или к армяно-турецким отношения не имеет. Речь идет о намерении Анкары осуществить военную операцию против курдов Северного Ирака. Официальная Анкара давно вынашивает подобные планы, желая обезопасить себя от курдской угрозы. А логика увязки подобных акций с принятием резолюции заключается в том, что если, дескать, Вашингтон не считается в своих решениях с позицией Анкары, то и Анкара может позволить себе не считаться с позицией США по курдам Северного Ирака, которым Вашингтон покровительствует.
Тут заметим, что еще до принятия резолюции турецкая армия пусть эпизодически, но вела боевые действия против курдов в Северном Ираке, выдавая эти действия за антитеррористическую операцию. Эксперты полагают, что сейчас, сделав очень обиженное на Вашингтон лицо, Анкара может придать более интенсивный характер этим операциям, более того — согласовывать эти операции между генеральными штабами турецкой и иранской армий, что сблизит Анкару и Тегеран в военном плане. Тем самым Анкара может попытаться убить сразу двух зайцев: с одной стороны, в прямом смысле этого слова убивать курдов, с другой стороны — получить дополнительный козырь для "убийства" резолюции о Геноциде в Палате представителей США. Ведь известно, насколько болезненно реагирует администрация Джорджа Буша на контакты своих союзников с Ираном, тем более, если этот союзник — Турция. . . Сегодня турецкая дипломатия всячески пытается убедить официальный Вашингтон, что резолюция, одобренная комитетом Палаты представителей, может привести к сближению Анкары и Тегерана из обиды на Вашингтон.
Не потому ли администрация Белого дома действительно приложила немало усилий для провала резолюции? Президент Буш лично звонил некоторым конгрессменам и уговаривал их голосовать против. И сегодня администрация Джорджа Буша заявляет, что будет продолжать свою борьбу против принятия резолюции Палатой представителей.
Как бы то ни было, известно, что турецкая дипломатия искусно владеет приемами дипломатии шантажа, на что часто поддавался Белый дом. Примечательны в этом смысле слова спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси: "Говорят, что для резолюции выбрано неудачное время. Я 20 лет в Конгрессе и 20 лет говорят, что время неподходящее". Пока что, судя по всему, Палата представителей на очередной турецкий шантаж поддаваться не намерена. Согласно заявлениям руководителей палаты, резолюция, признающая Геноцид армян начала XX века в Османской Турции, будет вынесена на голосование в Палате представителей США до конца текущего года.