Логотип

НА ВЫБОРЫ СО СВОИМ КАНДИДАТОМ

На прошедшей неделе к фактически уже начавшему свою предвыборную агитацию Левону Тер-Петросяну постепенно начали подтягиваться и другие кандидаты в президенты-2008. Так, на канале АЛМ уже появились рекламно-агитационные ролики Артура Багдасаряна, а его однопартийцы стали чаще появляться в телеэфире. Республиканцы пока не начали агитационной кампании, но всем понятно, что это отчасти компенсируется широким освещением активной деятельности лидера РПА, премьер-министра Сержа Саркисяна.
На этот раз немного подробнее остановимся на предвыборной деятельности одного из участников будущей избирательной гонки — АРФ "Дашнакцутюн". Известно, что решением последнего Верховного собрания АРФД на данном этапе партия решила выдвинуть двух кандидатов — члена бюро АРФД, вице-спикера НС РА Ваана Ованесяна и представителя Верховного органа АРФД, председателя постоянной комиссии НС РА по внешним связям Армена Рустамяна, из которых в ближайшее время на чрезвычайном съезде партии и будет определен официальный кандидат в президенты от АРФД. Пока же оба кандидата проводят встречи с партийным и сочувствующим партии электоратом в разных марзах Армении и общинах Еревана.
На подобных встречах в относительно "узком" кругу обсуждается, как правило, достаточно широкий круг вопросов, но одним из главных является обоснование обоими кандидатами решения АРФ "Дашнакцутюн" участвовать в выборах со своим кандидатом. Не будем забывать, что в последних трех президентских выборах партия со своим кандидатом не участвовала: в 1996-м партия (деятельность которой была запрещена, а лидеры заперты в тюрьмах) поддержала Вазгена Манукяна, а в 1999 и 2003гг. Роберта Кочаряна. И вот на выборы-2008 партия решила, наконец, выйти со своим кандидатом.
Главным обоснованием подобного решения является тезис о том, как опасно установление в нашем обществе неконкурентной среды. На встречах со своим электоратом лидеры "Дашнакцутюн" говорили о том, что наше общество постепенно начинает напоминать государственное устройство стран Восточной Европы социалистического периода, когда при наличии одной господствующей (разумеется, коммунистической) партии для создания подобия демократии существовали и несколько карликовых партий, которые, разумеется, признавали господствующую роль коммунистов и ничего реально не решали. Такая "фасадная" демократия ни к чему хорошему, как известно, не привела и вскоре приказала долго жить.
По словам Ваана Ованесяна, было бы очень нежелательно и даже губительно для Армении, если наша страна вдруг тоже пойдет по этому пути — формально многопартийного, а на деле однопартийного государственного устройства. Ведь если в политической и экономической жизни общества отсутствует здоровая конкуренция, это приводит к застою, который в конечном итоге ставит государство под серьезный удар.
Мы часто говорим, отмечали лидеры АРФД, что поскольку у Армении нет богатых сырьевых ресурсов (как у одних наших соседей) , нет хорошего географического положения и выхода к морю (как у других наших соседей) , то единственный наш капитал — это человек, интеллектуальный капитал нации и страны. Но реализовать этот трудно поддающийся исчислению интеллектуальный капитал можно только в конкурентной среде.
Между тем всем известно о наличии в экономической сфере республики ряда монополий, преимущественно монополий на ввоз в страну тех или иных товаров широкого потребления. Известно, что в Армении практически невозможно иметь средний или малый бизнес в ряде сфер, где господствует жесткая монополия. Более того, по данным статистики, многие еле державшиеся на плаву средние и малые фирмы вынуждены сворачивать свою деятельность из-за резкого падения курса доллара, что в свою очередь приводит к еще большему усилению позиций монополий.
Тем не менее в наших условиях господство монополий в тех или иных сферах (бензин, сахар, подсолнечное масло и т. д.) можно по крайней мере попытаться объяснить. Например тем, что в условиях блокады и ограниченного выхода на внешний рынок, если будет несколько организаций, предположим, обеспечивающих ввоз сахара, поставщики могут играть на ценах и искусственно завышать их. Если же ввозом занимается одна компания, ей легче выбрать наименее затратный вариант, чтобы и для армянского потребителя цена не была искусственно завышенной. Насколько убедителен этот довод и компенсирует ли он те потери для развития среднего и малого бизнеса, которые приносит существование монополий, — конечно, большой вопрос.
Но тем более в таких условиях, полагают лидеры АРФД, недопустимо господство в государственной жизни фактически только одной политической силы. В АРФД полагают, что существование монопольного господства одной политической силы вообще не может иметь сколько-нибудь полезного, с государственной точки зрения, объяснения. Однако после последней убедительной победы республиканцев на парламентских выборах такая опасность не исключена, и именно поэтому многие в Армении сегодня полагают, что исход президентских выборов предопределен. А поскольку такой подход и такая модель развития Армении для "Дашнакцутюн" принципиально неприемлемы, партия и приняла решение участвовать в выборах со своим кандидатом. И не только участвовать, но и побеждать.
Лидеры АРФД считают, что победа "Дашнакцутюн" на президентских выборах позволит обеспечить нормальный баланс в исполнительной власти, баланс, при котором премьер-министр будет представлять одну политическую силу, а президент другую. По мнению дашнакцаканов, именно этот баланс, кстати, заложенный в идеологическую основу реформированной Конституции, не даст нашему государству скатиться к стагнации и застою, позволит сохранять действенный контроль над исполнительной властью и успешно бороться с таким явлением, как коррупция.