Всякий раз, когда приходится комментировать избирательные процессы в Армении, сталкиваешься с одной чисто профессиональной, журналистской проблемой. С одной стороны, все мы люди и граждане, и журналисты здесь не исключение, а значит, и мы имеем какие-то свои политические симпатии и антипатии и более того, имеем полное право эти свои пристрастия проявлять. С другой стороны. . . Поскольку у тебя есть трибуна обстоятельно выражать свою точку зрения, а у большинства других наших граждан такой трибуны по причинам чисто техническим нет, это обязывает к определенной ответственности за сказанное слово и к определенной объективности в оценках. . . В пределах возможного и разумного, разумеется. . .
Чтобы справиться с этой, поверьте на слово, не самой легкой дилеммой, мы как люди хитрые придумали один трюк, который попытаемся в ходе неформально уже стартовавшей избирательной кампании реализовать. А заключается этот трюк в том, чтобы не хвалить кандидатов, а критиковать, точнее — показывать ошибки, недостатки, недочеты и опасности их подстерегающие — на наш субъективный, разумеется, взгляд в ходе нынешней избирательной кампании.
Начать решили с действующего премьера Сержа САРКИСЯНА. Итак, какая, на наш взгляд, самая большая ошибка или опасность может подстерегать его в ходе нынешней избирательной кампании? Полагаем, самый большой просчет будет в том, если Серж Саркисян вдруг перепутает выборы-2008 с выборами-2003.
Большая разница здесь, конечно, не только в том, что в 2003-м Роберт Кочарян был действующим президентом в отличие от Сержа Саркисяна сегодня. И не только в том, что после на "хорошо" оцененных международными наблюдателями майских парламентских выборов Серж Саркисян как руководитель исполнительной власти несет большую ответственность и за достойную оценку выборов в феврале. Самая большая разница, по-видимому, в том, что сегодня совсем другая игра, совсем другие ставки, и, кстати говоря, 19 февраля ни ставка, ни игра не заканчиваются, а может и наоборот, все только начинается. Очевидное обстоятельство, которому почему-то сегодня уделяют очень мало внимания отечественные аналитики. А зря.
Сейчас мы не станем особо углубляться в отличия нынешней игры, но обратим внимание на то, что, когда меняется игра и меняются ставки, это означает, что меняются и игроки. А чаще бывает и наоборот. . . То есть новые игроки привносят свои правила и устанавливают свои ставки.
В этом нашем конкретном случае обратим внимание, что сам Серж Саркисян — тоже новый игрок. Что бы сегодня ни говорили о тандеме Кочарян — Саркисян, а сухие факты утверждают: до сих пор Серж Саркисян в Армении никуда в качестве кандидата не баллотировался и президентом Армении тоже не был. Играть большую роль в избирательных процессах и баллотироваться самому или иметь большое влияние в государстве и быть президентом — это все-таки разные вещи.
Но не только Серж Саркисян-2008 сменяет Роберта Кочаряна-2003 на армянской шахматной доске. Вспомним, что в числе оппонентов Кочаряна-2003 были, к примеру, три Арама: Завеныч, Гаспарыч да политолог. . . А самым главным оппонентом был. . . Степан Демирчян. . . Пусть простит нам последний, но напомним: самой запоминающейся его избирательной программой была знаменитая фраза про то, что он знает, что делать, с кем и как. . . А помните, как во время дебатов с Кочаряном один из журналистов, "процветающий" ныне в армянском парламенте, пытался сбить кандидата Демирчяна "сложным" вопросом про ЕврАзЭС. . . У нас нет никакого желания бросать задним числом камни в огород Степана Кареновича (стаж его политической деятельности тогда равнялся всего трем годам и еще неизвестно, как бы кто другой вел себя на его месте) , но, как известно, из песни слов не выкинешь. . .
Честно говоря, мы не так уж и склонны допускать, что Серж Саркисян не видит разницы между выборами-2003 и выборами-2008, хотя порой (помните песню: "Если кто-то, кое-где у нас порой честно жить не хочет. . . "). . . Так вот, когда кое-где порой слушаешь некоторые "ответы" властей на обвинения в свой адрес, невольно напрашивается мнение, что такая ошибка не исключена. . . Настолько неуклюже, конечно, исключительно порой и кое-где, выглядит провластная агитация. . . Порой и кое-где даже и не поймешь — агитация это или антиагитация. . .
Скорее всего, наши опасения преувеличены. Не будем забывать, что Серж Саркисян пока выступает в качестве премьер-министра, а не кандидата в президенты. Каким он будет в роли кандидата в ходе официальной кампании, мы пока не знаем, поскольку не видели. Полагаем, Серж Саркисян прекрасно понимает не только разницу между выборами-2003 и выборами-2008, но и то, что ни Ваана Ованесяна, ни Левона Тер-Петросяна, ни Вазгена Манукяна, да и, собственно, никого другого из известных кандидатов (чемпион Исо, увы, не баллотируется) вопросами про ЕврАзЭС особо не смутить. . . Более того, полагаем, что очевидно: основные оппоненты Сержа Саркисяна представят на суд избирателя вполне конкретные программы конкретной деятельности по различным направлениям государственной жизни. Собственно, они эти программы в какой-то степени уже представляют. . .
И отвечать на эти программы представителю власти надо будет не менее, а более убедительно, конкретно и аргументированно. К примеру, если кандидат в президенты Серж Саркисян решит взять на вооружение тезис о том, что если Тер-Петросян станет президентом, то Армения станет придатком Турции, то ограничиваться только тезисом в данном случае будет явно недостаточно, если, конечно, не считать избирателя ножкой от табуретки. Придется конкретно и обстоятельно аргументировать, чтобы всем было понятно, как и почему в случае избрания Тер-Петросяна Армения может стать придатком Турции. . .
. . . В качестве лирического отступления от темы заметим, что есть нечто общее между Тер-Петросяном и Сержем Саркисяном. Оба любят шахматы и иногда в них поигрывают, что, кстати, совсем неплохо, поскольку это значит, что умеют просчитывать варианты. . . Правда, не знаем, играли ли они когда-либо между собой и каков счет, но, полагаем, в феврале и в этом вопросе получим некоторую определенность, равно как и выясним, понадобятся ли для выявления победителя дополнительные партии. . .