Логотип

КРУГИ ВОКРУГ ПЛОЩАДИ

Очень уж одиозные фигуры толпятся вокруг Тер-Петросяна: Гагик Джангирян, Мушег Сагателян, Смбат Айвазян. Та еще компашка костоломов. Но нет худа без добра. Только ради того, чтобы сегодня наконец Гагик Джангирян оказался вне системы прокуратуры, вне системы властных структур Армении, можно пережить и возвращение Левона Тер-Петросяна в большую политику, и его митинги, и даже танцующих в темноте. Наконец мы избавились от этой одиозной, амбициозной фигуры — мощного мотора фальсификаций левоновских выборов 1995 и 1996 годов. . .
Потом, в 1998-м, он со своими талантами примазался к команде Кочаряна, а в 1999-м возглавил следствие по делу "27 октября". Все карты тогда были у него в руках, поскольку за спиной Джангиряна было два его односельчанина в лице тогдашних генерального прокурора Бориса Назаряна и премьера Арама З. Саркисяна. Раскопать он ничего не раскопал, кроме того, что было очевидно, но лавры Шерлока Холмса до сих пор не дают ему покоя, и он периодически всех пытается пугать, что вот-вот расскажет нечто особенное, хотя рассказывать давно нечего. . . Выясняется, рассказывать есть что другим. Так, его бывший коллега по оппозиции Степан Закарян на днях поведал, что в те дни Джангирян между делом пытался подсидеть Арама З. Саркисяна. . . Дескать, вот если буду премьером, тогда точно раскрою дело!. .
Оптимисты во всем стараются найти что-то полезное. . . В качестве полезного можно, например, вспомнить сделанное в Ереване заявление председателя Комитета министров иностранных дел Совета Европы, министра иностранных дел Словакии Яна Кубиша: "Я рад, что в Армении оппозиции дана возможность проведения своих акций и выражения своих мыслей. Это свидетельствует о том, что в стране есть демократия". Вот уж действительно, чего в Армении сегодня много, так это демократии и возможностей для оппозиции для проведения своих акций и выражения своих мыслей. . . Правда, мысли какие-то не те, но об этом Ян Кубиш, увы, ничего не сказал. . .
Если серьезно, то появление в Армении сильной оппозиции можно было бы только приветствовать. Если за Левона Тер-Петросяна проголосовало 20% избирателей, то это серьезный электорат, с настроениями которого следует считаться, а значит, есть проблемы, над которыми надо думать и находить решения. Во имя интересов государства можно договориться если не обо всем, то о многом. Власть и избранный президент Серж Саркисян проявили свою готовность к таким решениям, которые могут не только вывести государство из наметившегося кризиса, но и способствовать решению многих проблем, стоящих перед страной.
Но другое дело — нужно ли это Тер-Петросяну? Интересуют ли его сегодня государственные интересы и интересы простых людей на самом деле? Помнит ли он о том, что в Ереване есть не только его сторонники, знает ли, что многие наши сограждане стараются в эти дни подальше обходить Театральную площадь как зараженную зону? Или ему глубоко наплевать как на все это, так и на государственные интересы, на свой электорат, и интерес у него один — всем нагадить. . . Не случайно же этот человек всех, кто не с ним, называет сегодня подонками нации. . .
Сегодняшнее поведение Тер-Петросяна свидетельствует только о его стремлении продолжать и дальше раскачивать лодку, чтобы создать в стране атмосферу дискомфорта для всех участников политического процесса, создать атмосферу всеобщей истерии, которая может служить благоприятной почвой для иррациональных решений. Ведь для Тер-Петросяна еще не все потеряно, хотя два главных раунда избирательного процесса он уже проиграл. Это собственно выборы, а также пересчет голосов на обжалованных участках. Существенных результатов во время пересчета на участках, обжалованных в том числе и командой Тер-Петросяна на 86 участках, добиться, как известно, не удалось. Не набралось у оппозиции критической массы не только на митингах, но и для обоснования своих утверждений о тотальных фальсификациях и, как следствие, о назначении повторных выборов. Гора родила мышь. . .
Но ведь есть еще Конституционный суд, где председательствует Гагик Арутюнян, назначенный на эту должность при Тер-Петросяне. Тот самый Гагик Арутюнян, который был вице-президентом при Тер-Петросяне. Другое дело, что набрать для КС "критическую массу фальсификаций" оппозиции вряд ли удастся. Фактов о нарушениях будет меньше, чем было представлено в КС в 2003 году. Но чем больше удастся Тер-Петросяну раскачать лодку, тем больше будет надежд на неадекватные решения КС под давлением "народного гнева".
С другой стороны, нагнетание атмосферы истерии способствует плану Тер-Петросяна по развалу государственных структур, а о существовании такого плана неоднократно говорил и сам Тер-Петросян. С третьей стороны, у него пока остается надежда спровоцировать власть на жесткие силовые решения. Идеальным для Тер-Петросяна было бы, если б в центре Еревана пролилась кровь, что стало бы лучшим подарком для экс-президента. Ведь в принципе, например, можно договориться о том, чтобы вместо каждодневных, но несанкционированных митингов раз или два в неделю команда Тер-Петросяна проводила митинги санкционированные. . . И тем самым постоянно напоминала властям о величине протестного электората. Но нужны ли Тер-Петросяну санкционированные митинги? Вот в чем вопрос. Хотя на самом деле это не вопрос. Ему плевать, санкционированные митинги или нет. Главное — эскалация атмосферы истерии. Главное — расшатать основы государства. Плевать, что пострадают все. Ведь важнее, что тогда у него будет больше шансов. . . Самое абсурдное в этой ситуации то, что в этом случае у него будет больше. . . несбыточных шансов. . .
Нужно также констатировать, что Тер-Петросяну удалось добиться своей главной цели — нанести удар по престижу государства. О том, что именно это и является его настоящей целью, мы уже говорили, как и о том, что это — единственная цель, достижения которой он может добиться. Он и добился — на радость очень многим нашим недоброжелателям.