Согласно подписанным на днях в Москве дополнениям к плану по урегулированию ситуации вокруг Грузии (плану Медведева — Саркози), уже в следующем месяце должны начаться международные обсуждения по ситуации вокруг Грузии, Абхазии и Южной Осетии, которые, можно предположить, легко выльются в международные обсуждения по ситуации в Южно-Кавказском регионе в целом.
Турция со своей стороны продолжает активные обсуждения инициативы Эрдогана о создании на Кавказе так называемой Платформы сотрудничества и безопасности. Эту "платформу" по замыслу турецкого премьера должны составить Армения, Грузия, Азербайджан плюс Турция и Россия.
Любопытно, что в турецкой инициативе не нашлось места Ирану, что, конечно, знаменательно: ведь Иран граничит как с Арменией, так и с Азербайджаном, а значит, имеет все основания претендовать на статус регионального игрока, с мнением которого надо считаться. И если Анкара этого не делает, не является ли это свидетельством стремления Анкары демонстративно отмежеваться от Ирана, даже несмотря на недавний визит иранского президента в Турцию? Значит ли это, что Иран остается за чертой Платформы безопасности и такую позицию Анкары следует расценивать как очередное западное предупреждение Тегерану?
Стремление Турции активно участвовать во всех процессах в Южно-Кавказском регионе сегодня очевидно. Анкара даже готова взять на себя посредническую миссию по карабахскому урегулированию. Ради такого случая, чтобы продемонстрировать желание Анкары играть конструктивную роль в регионе, Абдулла Гюль даже решился на такой "подвиг", как футбольный визит в Армению, в ходе которого президент Турции воочию увидел освистывание флага и гимна своей страны и… себя самого. Абдулла Гюль до сих пор оправдывается перед азербайджанцами и долго еще, вероятно, будет оправдываться, даже несмотря на то, что, как сообщил турецким журналистам сам Гюль, армянский президент в Ереване избегал трудных для Гюля тем: Геноцида, разблокирования железной дороги и т.д. Избегал, судя по всему, вполне сознательно, и тем не менее Гюль до сих пор страдает… Политика требует жертв. Особенно большая политика.
Сегодня все активней поговаривают о том, что установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией не за горами. Для таких разговоров есть определенные основания. Как сообщил министр энергетики Армении Армен Мовсисян, в ходе "футбольного" визита турецкой делегации в Ереван была достигнута договоренность о поставках электроэнергии из Армении в Турцию с начала 2009 года. Возможно ли это (с перспективой создания единой энергетической сети на Кавказе) без установления дипломатических отношений? Но если последнее случится уже в текущем году, это будет сенсацией не только регионального масштаба.
Конечно, Турции в этом случае придется пережить нервную реакцию младшего брата (т.е. Анкара заинтересована и в скором нагорно-карабахском урегулировании), а потому и не прочь попробовать свои силы в качестве посредника между Ереваном, Степанакертом и Баку.
Конечно, невозможно поверить, что Турция неожиданно полюбила Армению или армян. Скорее, в Анкаре предполагают, что после событий вокруг Южной Осетии есть серьезная перспектива изменения политической карты региона, а потому в Анкаре стремятся держать нос по ветру и не оказаться вне южнокавказской игры, когда возможны самые смелые и неожиданные региональные развязки.
