Логотип

Экстравагантность в политике не только безответственна, но и

"Ситуация в мире после 8 августа изменилась и России нужны реальные партнеры. Если Азербайджан хочет стать для нас таким партнером, то в России только будут приветствовать такое его  стремление. Россия будет пересматривать свои отношения со всеми странами постсоветского пространства и Азербайджан — не исключение, так что выбор сейчас за Баку". По сообщениям азербайджанских СМИ, с таким заявлением на днях выступил известный российский политолог Александр Дугин и отметил, что в Москве "очень позитивно" оценили позицию, которую занял президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе югоосетинского конфликта.

ОТВЕЧАЯ ЖЕ НА ВОПРОС КОРРЕСПОНДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО АГЕНТСТВА 1NEWS.AZ о том, поможет ли Россия в обмен на лояльность Баку в карабахском вопросе, Дугин сказал буквально следующее: "В начале 90-х годов прошлого века Россия помогала Азербайджану, и если мне память не изменяет, при участии российских войск Азербайджану даже удалось провести ряд успешных военных операций против армян, но в последующем Баку избрал другую политику и начал отдаляться от Москвы, тогда как Армения начала сближаться с ней. Я считаю, что это было стратегической ошибкой Баку, что он тогда отдалился от Москвы. США и Запад в регионе показали полностью свою недееспособность, Россия там стала очень сильным игроком, и Баку должен сейчас учесть эти реалии. Заявление Лаврова, о том, что карабахская проблема отличается от югоосетинской и абхазской проблем, можно расценивать как положительный сигнал Баку. Я недавно встречался  в Москве с послом Турции в России, и в ходе нашей беседы мы затронули карабахскую проблему, я считаю, что в деле установления мира в этом регионе Анкара тоже могла внести свою лепту. У Турции традиционно хорошие отношения с Азербайджаном, поэтому думаю, что Москва и Анкара могли бы совместно участвовать в деле урегулирования этого конфликта. Тем более Турция проявила себя по отношению к России во время кавказского конфликта как очень хороший партнер. Поэтому считаю, что такое сотрудничество могло бы принести пользу в этом вопросе".

Трудно навскидку сказать, чем вызваны подобные откровения политолога, автора известной идеи "евразийства". Скорее всего это обычный, не имеющего ничего общего с ответственностью "политологический" пассаж, призванный продемонстрировать те радужные перспективы, которые ожидают Баку в случае его смиренного преклонения перед волей Москвы. Но есть в откровениях Дугина один аспект, который никак не поднимает авторитет России в Армении и, соответственно, никак не способствует росту авторитета России на Кавказе. Своими откровениями Дугин льет воду на мельницы тех расхожих утверждений антироссийских политиков, согласно которым в угоду своим интересам Россия, не особо напрягаясь, готова отказаться от своего партнерства со стратегическим союзником и предать Армению и Карабах.

Ведь фактически Дугин дает положительный ответ на приведенный вопрос азербайджанского журналиста и говорит: "Да, станьте нашими союзниками в большой геополитической игре, и мы поможем вас с Карабахом". Причем говорит это так безапелляционно, как будто Карабах у Дугина в кармане.

БОЛЕЕ ТОГО, СВОИМИ ЗАЯВЛЕНИЯМИ ДУГИН ЛЬЕТ ВОДУ на мельницу того тезиса азербайджанской пропаганды, согласно которому войну выиграли не карабахцы или Армения вместе с Карабахом, а Россия… Это опасное заблуждение получает подтверждение в устах "авторитета" и опасно не только тем, что не соответствует истине, но и потому, что тем самым политолог потакает несбыточным надеждам Азербайджана на военный реванш. Кроме того, если в Баку будут так наивны, что поверят подобным откровениям, это может создать у Азербайджана опять-таки ложные иллюзии о том, что, заручившись тесным союзом с Москвой, Баку может позволить себе большую неуступчивость на переговорах по карабахскому урегулированию.

Дугин, конечно, известен своими экстравагантными высказываниями. Но даже в желании шокировать должен быть какой-то разумный предел. В данном случае мы видим пример "политологического беспредела" в анализе, который, во-первых, имеет не много общего с реальностью, во-вторых, никак не способствует усилению российского влияния на Кавказе, не говоря уже о том, что никак не способствуют и урегулированию нагорно-карабахского конфликта.