23 октября РИА "Новости" организовало телемост Москва-Ереван для обсуждения итогов визита в Армению президента России Дмитрия Медведева, дальнейших перспектив развития российско-армянских отношений. Российскую сторону в Москве представляли депутат Государственной Думы, директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН и профессор МГИМО Владимир ЗАХАРОВ. Армянскую сторону в Ереване представляли председатель парламентской комиссии по науке, образованию и культуре Армен АШОТЯН и политолог, директор института "Кавказ" Александр ИСКАНДАРЯН.
Не удивительно, что в ходе обсуждений особый акцент был сделан на проблеме урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Как подчеркнул Владимир Захаров, после 5-дневной войны вокруг Южной Осетии Россия перехватила у американцев инициативу в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
По оценкам Затулина, обсуждаемый в рамках Минской группы ОБСЕ документ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта основан на двух подходах: один предполагает признание фактической независимости НКР, другой — передачу Азербайджану 7 районов вокруг Нагорного Карабаха. Отметим, что хорошо осведомленный о конфликте Затулин сказал о передаче Азербайджану именно 7 районов, а не 6-ти, то есть включая Лачинский район тоже… Затулин напомнил также слова главы МИД России Сергея Лаврова о том, что вопрос Лачинского коридора "пока еще не решен". На основании этого, отметил Затулин, можно сделать вывод, что остальные вопросы либо решены, либо имеют тенденцию к разрешению… Затулин напомнил, что Ильхам Алиев уже дал положительный ответ на инициативу Медведева об организации в Москве встречи президентов Азербайджана, Армении и России и такая встреча, от которой многие ждут прорыва в урегулировании конфликта, состоится уже в следующем месяце.
Затулин не преминул также заметить, что Ереван в свое время стремился дистанцировать проблему Карабаха от проблем Абхазии и Южной Осетии, надеясь, что у НКР есть больше оснований на положительное решение, уповая на более лояльное отношение к конфликту со стороны Европы и США благодаря деятельности армянских лоббистских структур. Сейчас же, по Затулину, Ереван не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, ссылаясь на то, что пока не признал и независимость НКР, и на зависимость от Грузии в транзитных вопросах. Затулин отметил, что если для России политическая карта региона состоит уже из 5 стран (Армения, Грузия, Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия), то для Армении политическая карта региона пока остается прежней, а урегулирование нагорно-карабахского конфликта позволит снять транспортную блокаду Армении со стороны Турции и таким образом устранить зависимость Еревана от Тбилиси.
Армен Ашотян заметил, что Россия тоже не спешила признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, и, по заявлениям из Москвы, это признание последовало в определенной мере — вынужденная реакция для обеспечения безопасности населения этих республик в ответ на грузинскую агрессию. Вот и Ереван, по Ашотяну, пока держит в кармане "джокер" признания НКР.
Александр Искандарян, согласившись с тем, что после августовской войны регион действительно изменился, вместе с тем отметил, что если фиксировать тенденцию к разрешению нагорно-карабахского конфликта, то параллельно надо отметить и другую тенденцию, также наблюдаемую на продолжении ряда лет: тенденцию к неразрешению конфликта.
Отвечая на вопрос о том, можно ли на основе сближения российско-турецких региональных подходов сделать вывод, что Россия и Турция, в отличие от Армении и Азербайджана, уже согласовали свои подходы по дальнейшей судьбе Нагорного Карабаха, Затулин отметил, что такое суждение слишком смелое и преждевременное. Как отметили российские участники телемоста, исходя из приоритетности для Москвы российско-армянских отношений армянской стороне не стоит опасаться каких-либо закулисных от Еревана договоренностей Москвы и Анкары.
Владимир Захаров, подчеркнув, что говорит исключительно от своего имени, рассказал, как после 5-дневной войны Турция, поначалу не пропуская американские корабли в Черное море, пыталась взамен выторговать у Москвы ее согласие на раздел Кавказа на сферы влияния, но Москва от сделки отказалась… Однако Затулин прервал рассказ профессора, отметив, что последний рисует несколько лубочную картинку, и призвал не выдавать за действительность разговоры или слухи…
Продолжая тему слухов, Затулин отметил, что визит Медведева еще официально не завершился, а грузинские журналисты уже приставали к нему с вопросами о том, что якобы Россия создает в Карабахе военную базу. Конечно же, заметил Затулин, если конфликт будет урегулирован и Армения, Азербайджан и Нагорный Карабах обратятся к России с просьбой о размещении в зоне конфликта миротворцев или наблюдателей, то Россия пойдет навстречу, но говорить об этом пока рано. Александр Искандарян, в очередной раз отметив, что здоровый пессимизм лучше безосновательного оптимизма, который порой вынуждены демонстрировать политические лидеры, отметил, что разговоры о размещении российских военных в Карабахе он слышит еще с 1991 года и эти разговоры старше, чем некоторые из тех журналисток, которые задают ему этот вопрос.
Ашотян заметил, что Россия и Армения полностью не покрывают интересы друг друга в регионе, а потому союзникам надо с пониманием относиться как к армяно-американо-европейскому, так и российско -турецко-азербайджанскому флирту. Говоря же об опасениях армянской общественности в связи с российско-турецким сближением, Ашотян напомнил историю антиармянского сговора кемалистской Турции и большевистской России. Как заметил парламентарий, хотя дело прошлое и Турция давно не кемалистская, а Россия не большевистская, но, как в известном анекдоте, "осадок" остался.
Затулин в долгу не остался и парировал анекдотом про шубу. Про то, как одного партработника все никак не продвигали, поскольку была какая-то компрометирующая его жену история про шубу. Но никто не помнил, какая же это история. Пока наконец не выяснилось, что это была история про то, как у жены этого партработника украли шубу…