Сегодня вся страна гордится победой нашей шахматной команды. Победителей Олимпиады награждают венками и медалями, в их честь концерты и салюты. Все правильно, поскольку действительно — есть чем гордиться. И все-таки этого мало. Гордиться мало, надо еще и извлекать уроки из этой победы. И прислушиваться к тому, что говорят наши немногословные и скромные олимпийские чемпионы. Ведь они кое-что понимают не только в шахматах…
Уроков и выводов из победы можно сделать много. И нужно. Чтобы не расплескать накопленное и восстановить упущенное. Но сегодня поговорим только на одну околошахматную тему.
На днях Левон Аронян с Габриелом Саркисяном были гостями одного из отечественных телеканалов. По-видимому, не очень компетентный в шахматных нюансах ведущий, исчерпав возможные вопросы, но не эфирное время, под конец передачи начал задавать вопросы о том, позволительно ли во время партии общаться, говорить с партнером. Спасибо ему за этот вопрос. Поначалу гроссмейстеры, как всегда, отвечали обстоятельно, но ироничная душа Ароняна все-таки не выдержала и он заметил, что, если бы во время партий можно было говорить, армяне уже давно стали бы чемпионами.
Дважды олимпийский чемпион, обладатель Кубка мира и победитель ряда элитных турниров немного, конечно, преувеличил. Пальма первенства тогда бы осталась за грузинами и итальянцами. Но если и преувеличил, то, увы, ненамного.
На вкус и цвет, как известно, друзей нет. Честно говоря, мне эта фраза понравилась даже больше, чем надежная игра Ароняна на Олимпиаде. И очень бы хотелось, чтобы следующая государственная награда Ароняну была за эту фразу, за вклад в развитие армянской государственности, за этот точный диагноз первопричин наших провалов и поражений…
Действительно, какая бы у нас была чудесная страна, если бы все говорили в меру своих дел и не увлекались витиеватыми тостами, которые довели до ручки соседнюю братскую страну. Какая бы у нас была чудесная страна, если бы все руководители понимали, что работать, как учит Черномырдин, надо прежде всего головой, а уже потом языком и другими ответственными частями тела. Увы, сегодня не редкость и не исключение, что ряд сфер нашей общественной жизни уже достаточно давно и, судя по всему, надежно пребывает под контролем окруженных подхалимами самодовольных дилетантов.
Сфер таких немало, но поскольку так уж совпало, что совсем недавно завершился очередной неудачный для армянского футбола сезон, то лично мне после упомянутых слов Ароняна по каким-то непонятным ассоциативным законам прежде всего вспомнились некоторые выдающиеся представители Федерации футбола Армении. Ассоциациям не прикажешь. Вспомнились — и все.
Может, оттого, что в ФФА так же ценят профессионалов и опираются на их мнение — как в Федерации шахмат? Что Аркадий Андреасян, Хорен Оганесян и Варужан Сукиасян пользуются в ФФА таким же уважением — как Смбат Лпутян в Федерации шахмат? Или, может, потому, что руководство ФФА ставило перед нашей сборной задачу выйти в финал чемпионата мира по футболу? Интересно, не правда ли, как это Серж Саргсян не догадался потребовать от наших шахматистов, чтобы они были первыми на Олимпиаде? И приказать, чтобы они больше никогда и никому не проигрывали. Более того, как рассказывают чемпионы, прибыв в Дрезден к последнему туру, он даже говорил им, что не так уж важно, каким будет конечный результат… Странный какой-то у нас шахматный президент, не так ли?