Логотип

ПТИЧИЙ ГРИПП НАД ЛЕНИНСКИМ ТАНГО

Помните, как весь мир боролся с птичьим гриппом? Борьба велась на всех мыслимых и немыслимых фронтах — политическом, экономическом, идеологическом. Трудно сказать, отчего весь мир в одночасье охватила ненависть к домашним пернатым. Может, оттого, что где-то в Таиланде какой-то бомж действительно умер, не вымыв руки после того, как вдоволь поковырялся в дохлой курице. А может, просто какие-то социологи или мальтузианцы посчитали, что поголовье кур уже угрожает экосистеме планеты Земля и это поголовье надо срочно сокращать. Кто его знает… Но шуму, вспомним, было много. Владимир Жириновский, помнится, даже предлагал пограничникам отстреливать пернатых уже на подступах к российским границам.

К счастью, Армения отделалась относительно легким испугом, хотя и у нас в какой-то момент появились энтузиасты-добровольцы, которые чуть ли не призывали сворачивать шеи всем индюшкам, которые попадаются на пути. Однако, слава богу, всех курей не перебили, а яйца не поразбивали. Мир тихо-мирно забыл о птичьем гриппе, хотя наверняка какие-то закулисные воротилы нажили на этой куриной гриппомании неплохие деньги.

Теперь вот другая напасть. Мировой финансовый и экономический кризис. Конечно, сравнение не совсем корректное: экономический кризис — это все-таки посерьезней, чем птичий грипп, поскольку даже до Армении уже кое-куда  добрались последствия этого злосчастного кризиса. Хотя и от этого кризиса несет чем-то искусственным, и такое впечатление, что просто кто-то где-то решил, что в мире скопилось слишком много денежной массы, которую надо как-то обуздать.

Представляется все же, что, как и в случае с птичьим гриппом, Армении удалось не впасть в панику и не перестрелять невинных птенцов, так и в случае экономического кризиса Армения может выйти из него без очень существенных потерь. В данном случае есть свои плюсы от того, что Армения — маленькая страна. В маленьких странах все же легче взять ситуацию под контроль и не дать ей развернуться в опасном направлении. И хочется верить, что намечаемые правительством Армении в этом направлении шаги будут действенными и когда-нибудь, когда этот кризис завершится, мы скажем ему, правительству, спасибо за то, что кризис этот миновал нас так же легко, как и птичий грипп. 

Но, честно говоря, подвиг нас на воспоминания о птичьем гриппе не мировой экономический кризис. Вспомнилось о нем по причине участившихся в последнее время разговоров о скорейшем армяно-турецком и карабахском урегулировании. Все дело в том, что, как и в случае с птичьим гриппом, нельзя сказать, что такового вообще нет в природе. Нет, птички действительно иногда тоже болеют, а в тех уголках земного шара, куда еще не дошла цивилизация, кто-то особенно негигиеничный, как уже было сказано, действительно дорого поплатился за свои дурные наклонности. Так и у нас: какой-то процесс армяно-турецкого и карабахского урегулирования действительно идет. Не так чтобы его вообще никто в глаза не видел, но вот до каких-то реально осязаемых результатов пока еще очень далеко.

В большей степени это касается, конечно, карабахского урегулирования. Потому что армяно-турецкие отношения находятся в настолько ненормальном состоянии, что какие-то подвижки действительно возможны — с учетом озабоченности Анкары возможным признанием Геноцида 1915 года со стороны новой администрации Вашингтона и некоторыми другими процессами — тоже. Но вот что касается карабахского урегулирования, то там, представляется, до подвижек еще очень далеко.

Помнится, в советское время был такой закулисный термин "ленинское танго". Так остроумные студенты окрестили одну из работ классика Октябрьской революции, которая называлась "Шаг вперед, два шага назад". Вспомнили мы о "ленинском танго" благодаря главе МИД Армении Эдварду Налбандяну, который, выступая в Европе, так охарактеризовал политику Азербайджана в карабахском урегулировании: дескать, если и делают шаг или полшага вперед, то потом спохватываются — и все возвращается на круги своя. А что какие-то шаги на пути урегулирования настала пора делать Азербайджану, это, похоже, понимают все, поскольку армянская сторона уже подошла к "красной линии" возможных уступок. А заключается эта "красная линия" в известных принципах армянской стороны относительно путей карабахского урегулирования: о невозможности подчинения Арцаха Азербайджану, о невозможности анклавного существования Нагорного Карабаха, о гарантиях безопасности народа республики и о необходимости создать для Нагорного Карабаха возможности участия в международных процессах и организациях. И невозможно представить себе ситуацию, чтобы кто-то в Ереване или Степанакерте решил пересечь эту черту. Ведь процесс взаимных компромиссов должен проходить только параллельно. Он не может быть улицей с односторонним движением, поскольку задача мирного процесса – урегулирование, а не возобновление конфликта в более горячей фазе.

А вот Баку действительно танцует. Вспомним: было время, когда Ильхам Алиев заявлял, что он вообще никуда не спешит и переговорный процесс надо начинать "с нуля". Потом Ильхам Алиев начал резко куда-то торопиться и говорить, что азербайджанский народ, оказывается, не может ждать вечно. Потом Ильхам Алиев впал в манию увеличения военного бюджета и агрессивных заявлений. Затем он подписал Московскую декларацию об урегулировании конфликта мирным, политическим путем, что позволило Алиеву спасти лицо и под благовидным предлогом международного давления несколько ослабить военную риторику и заговорить о возможности компромиссов. Однако спустя некоторое время президент Азербайджана заявил, что подписание декларации никак не связывает Азербайджану руки в намерении решить вопрос силой… Вот такие вот политические танцульки, на протяжении которых постоянно звучат оптимистические заявления сопредседателей МГ ОБСЕ о том, что до окончательного урегулирования осталось совсем ничего…

Однако представляется, есть одна хорошая "лакмусовая бумажка", по которой можно судить о степени возможности подвижек в урегулировании. Это непосредственное участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Потому что понятно: если на каком-то предварительном этапе переговоров Армения может подменить Нагорный Карабах, то, когда дело дойдет до конкретных обязательств по конкретным шагам, подпись Нагорного Карабаха просто обязательна. Одно дело — подписывать декларации о подходах к урегулированию, другое — конкретные соглашения. Пока мы не видим лидеров Нагорного Карабаха за столом переговоров, а значит, все остальное – "птичий грипп". Ну или почти "птичий грипп".