Логотип

КТО ПОМОЖЕТ СААКАШВИЛИ?

Ситуация в Грузии накаляется. Оппозиция продолжает бессрочные акции протеста с требованием отставки Саакашвили. Последний уходить не хочет, обвиняет во всем "руку Москвы", американцев, которые его кинули, а также занимается другой словесной эквилибристикой, настойчиво повторяя так приглянувшуюся ему мысль о слабости армянской экономики, завязанной на российской. 

Что касается руки Москвы, тут, представляется, Саакашвили прав, поскольку и сами лидеры Кремля не делают секрета из своего нежелания видеть Михаила Николаевича на посту президента Грузии. О своем нежелании разговаривать с Саакашвили не раз говорили и Медведев, и Путин. Как не раз с самых разных трибун заявляли российские лидеры, что Москва готова идти на конструктивный диалог с Тбилиси, но лишь после того, как в Грузии появится новый лидер.

С обидой Саакашвили на Москву все понятно. С обидой президента Грузии на американцев более или менее тоже. Как метко заметил один политический эксперт, вся беда американских ставленников заключается в том, что в Вашингтоне всегда готовы поменять их на… других своих ставленников. Похоже, в данном конкретном случае американцы действительно не прочь видеть на посту лидера Грузии не экзальтированного Мишико, а более выдержанную Нино, президентские перспективы которой всегда оценивались высоко.

Итак, понятна обида Саакашвили на Москву и Вашингтон. Но вот в чем причина обиды Саакашвили на Армению, экономика которой в последнее время так занимает все мысли грузинского президента? Кстати, напомним, что последние антиармянские акции Саакашвили ограничиваются не только заявлениями. Есть и конкретные действия: вспомним аресты и судебные процессы над армянскими общественными деятелями в Джавахке. 

Возможно, последние недружелюбные в адрес Армении акции Саакашвили имели целью не столько сказать или сделать что-то плохое в адрес Армении, сколько сказать или сделать что-то приятное в адрес своего единственного оставшегося с ним союзника. Речь идет о премьер-министре Турции Реджепе Тайипе Эрдогане.

Отметим, что после распада СССР турецкие лидеры с большой благосклонностью относились к лидерам Грузии и поддержка их для Турции стала уже традиционной. Расчет был простой и заключался в желании Анкары взять под свой патронаж новые независимые государства Закавказья и Центральной Азии. В программе правительства Турции, зачитанной в турецком парламенте в 1993 году, откровенно говорилось: "Появление новых независимых государств, в первую очередь России и тюркских республик в результате распада Советского Союза, положило начало чрезвычайно важному для Турции развитию. В 2000-е годы Турция должна стать центром притяжения в этом обширном регионе".

Пик турецкой активности пришелся на середину 90-х. В те годы российская пресса пестрела материалами об активной деятельности турецкой разведки на юге России, прежде всего в Краснодарском крае. Другое дело, что позже турецкая активность в России пошла постепенно на спад — по не зависящим от воли лидеров Турции обстоятельствам.

Однако в Грузии Анкара шаг за шагом укрепляла свои позиции, и процесс этот продолжается. Турецкий и азербайджанский капитал захватывает все новые и новые позиции, наращивается военное сотрудничество с Грузией, разрабатываются и претворяются в жизнь "протурецкие" региональные экономические проекты.

На основе этой экспансии и зародилась тесная дружба лидеров Турции и Грузии. В свое время, в самые трудные для Шеварднадзе дни, поддержать Эдуарда Амвросиевича в Грузию приезжал тогдашний президент Турции Ахмед Неджет Сезер. В дни августовской войны прошлого года вокруг Южной Осетии, чтобы смягчить удар Москвы, сначала Тбилиси, а потом и Москву срочно посетил Реджеп Эрдоган. Причина турецкой озабоченности очевидна: слишком велики политические и экономические инвестиции Турции в Грузии, чтобы ими можно было пренебречь…

В те дни, чтобы удержать свои позиции в Грузии, Эрдоган надавал в Москве кучу обещаний, в том числе и про то, что Анкара будет воздействовать на Баку с целью подвигнуть последний на конструктивность в урегулировании по Карабаху, что Анкара готова дружить с Ереваном и так далее. Сейчас выясняется: все это в который уже раз просто блеф. 

И вот Эрдоган снова засобирался в Москву – объясняться насчет перемен внешнеполитических акцентов Турции. Саакашвили очень надеется, что его турецкому партнеру удастся придумать какой-нибудь выход из положения для друга Миши, который так активно поддерживает турецкие региональные проекты. Ведь не напрасно грузинская экономика в годы правления Саакашвили оказалась так прочно повязанной на турецком капитале.