Логотип

НЕТ КАНИКУЛ У СОДОКЛАДЧИКОВ

С окончанием очередного сезона выборов вновь актуализировался вопрос перспектив обсуждения на сессиях Парламентской ассамблеи Совета Европы хода выполнения Арменией положений резолюций ПАСЕ за NN1609 и 1620, принятыми ПАСЕ еще в прошлом году. Позабытые было лица содокладчиков мониторинговой комиссии ПАСЕ Жоржа Коломбье и Джона Прескотта скоро снова появятся в телесюжетах армянских телеканалов: содокладчики посетят нашу республику в начале следующей недели. Посетят, встретятся с представителями власти, оппозиции и общественности, а затем напишут очередной доклад, обсуждение которого намечено в ходе заседания летней сессии ПАСЕ 24 июня.

По мнению представителей Армении в ПАСЕ, содокладчики в ходе своего предстоящего визита намерены поднять вопросы, связанные с законом о собраниях и шествиях и применении этого закона, о ходе независимого и вызывающего доверие расследования событий марта прошлого года, об освобождении тех участников мартовских событий, которые не имели непосредственного отношения к насильственным действиям, и о диалоге между политическими силами республики.

Все эти вопросы не новы и не раз обсуждались. Уместно напомнить, что еще в декабре прошлого года мониторинговый комитет ПАСЕ отмечал, что, независимо от положительного развития ситуации в Армении в ряде сфер, прогресс в деле освобождения заключенных, не принимавших непосредственного участия в насильственных действиях, недостаточен. Еще полгода назад в ходе обсуждений в мониторинговом комитете в воздухе витал термин "политзаключенный", нашедший место в докладе ПАСЕ, как и вопрос о лишении Армении права голоса, тоже фигурировавший в обсуждениях. Мониторинговый комитет обсуждал в те дни возможность применения по отношению к Армении этой санкции (лишения парламентской делегации права голоса) до тех пор, пока "власти страны четко не продемонстрируют политическую волю для решения данной проблемы".

Власти Армении тогда пошли на ряд шагов, направленных на смягчение внутриполитического климата в республике, и продемонстрировали «политическую волю». Был принят ряд актов о помиловании, президентским указом была создана специальная группа по сбору фактов о событиях 1 марта прошлого года. В состав группы вошли и представители радикальной оппозиции. Однако на днях группа была распущена, поскольку командная работа группы не состоялась, некоторые члены группы покинули ее состав и она фактически была в состоянии самороспуска. Но как бы то ни было, роспуск группы вряд ли возможно трактовать как шаг в направлении независимого и вызывающего доверие расследования событий 1 марта.

Конечно, если бы президент Армении выступил с законодательной инициативой о проведении амнистии, которая распространялась и на отдельные статьи, по которым осуждены участники по делу "1 марта", это с лихвой возместило бы роспуск группы. Определенные шаги в этом направлении очевидны. Во время торжественных мероприятий в Сардарапате 28 мая президент Серж Саргсян фактически призвал общественность к широкому обсуждению вопроса амнистии как в целом, так и по отдельным компонентам этого акта. И подобные обсуждения уже активно идут в Общественном совете, в партийных и неправительственных организациях. Отметим кстати, что многие эксперты говорят о необходимости амнистии не только в связи с событиями 1 марта прошлого года. Так, по оценкам омбудсмена, тюрьмы переполнены и заключенные в камерах даже вынуждены спать по очереди…

Отметим, что параллельно подходят к завершению последние судебные процессы по делам обвиняемых в участии и организации беспорядков 1 марта. А известно, что власти не стремились форсировать процесс амнистии в определенной степени и для того, чтобы судебные процессы пришли к своему логическому завершению. Сегодня эти процессы, порядком затянутые применяемой радикальной оппозицией тактикой бойкота, фактически близки к концу: обвинители прочитали свои речи. Другое дело, что защита по-прежнему осуществляет тактику затягивания, стремясь дотянуть дело до летней сессии ПАСЕ.

Последние обвиняемые по делу "1 марта" фактически стали заложниками политических и околополитических процессов и стремления оппозиции вымолить у ПАСЕ санкции по отношению к Армении. Причем заложничество это почти бессмысленное, поскольку игры радикальной оппозиции понятны и вряд ли летняя сессия ПАСЕ ускорит развязку. Власти уже не раз давали понять, что освобождение обвиняемых по делу "1 марта" возможно только по завершении судебных процессов, когда будут расставлены все точки над "i". Иначе, если бы власть попросту прекратила судебное преследование по делам последних обвиняемых, это означало бы признание ущербности армянской судебной системы в контексте возможности политического давления на нее. Именно поэтому наиболее вероятный сценарий заключается в том, что только по завершении всех процессов по делу "1 марта" на рассмотрение Национального Собрания может быть представлен закон об объявлении амнистии, о необходимости которого сегодня говорят все чаще, но, увы, сомнительно, что этот акт успеют принять до летней сессии ПАСЕ.