Представители армянских лоббистких организаций США отмечают, что на этот раз госсекретарь США Хиллари Клинтон, в отличие от своих предшественников, не делает заявлений о нежелательности прохождения резолюции. Напомним, что при прежних администрациях Белого дома именно ответственные за внешнюю политику США чаще всего и пугали конгрессменов тем, что принятие подобной резолюции может серьезно навредить дружественным отношениям США и Турции, а следовательно, и интересам США на Ближнем Востоке. На этот раз Хиллари Клинтон от подобных заявлений пока воздерживается, лишь отмечая, что позиция президента США Барака Обамы известна и что приоритетом для США является ратификация армяно-турецких протоколов без предусловий и в разумные сроки. Именно так ответила госсекретарь США в ответ на вопрос двух конгрессменов о позиции Белого дома по отношению к резолюции о Геноциде армян.
Вместе с тем в этом уклончивом ответе Клинтон есть и достаточно ясная позиция. Всем известно, что процесс ратификации армяно-турецких протоколов сегодня застопорился именно по вине турецкой стороны. Вопреки предварительным договоренностям с Ереваном, вопреки позиции международного сообщества Анкара всячески затягивает ратификацию протоколов, увязывая ее с требованием вывода армянских войск с «оккупированных территорий» Азербайджана. Позиция же Еревана однозначна. Президент Серж Саргсян не раз говорил о том, что, если протоколы будут ратифицированы в Анкаре, он как политический лидер парламентского большинства гарантирует ратификацию протоколов в парламенте Армении.
Таким образом, когда Клинтон в ответ на вопрос об отношении к резолюции о Геноциде «почему-то» говорит о необходимости ратификации протоколов без предусловий и в разумные сроки, это является прямым и очень откровенным мессиджем Анкаре, особенно с учетом того, что с момента подписания протоколов уже минуло 5 месяцев и сроки постепенно все меньше напоминают всякую разумность.
Мессидж Клинтон прямо указывает Анкаре, что является приоритетом для Вашингтона в армяно-турецких отношениях. Несмотря на всем известную позицию президента Обамы по Геноциду (в бытность сенатором нынешний президент не раз выступал в пользу принятия резолюции), если Анкара выполнит свои обязательства по протоколам, администрация попытается в очередной раз спустить на тормозах обсуждение резолюции о Геноциде. Если же Турция будет продолжать свою тактику бойкота соседей, в первую очередь Армении, и тактику презрения к позиции международного сообщества… в этом случае на понимание в Белом доме Анкаре рассчитывать не приходится и есть все основания полагать, что резолюция о Геноциде будет одобрена комиссией Палаты представителей. А дальше уже речь пойдет о шансах прохождения резолюции в самой палате, и шансы эти также будут велики, если только вдруг Анкаре не надоест ссориться со всем миром и она пойдет на установление дипломатических отношений с Арменией.
Что же в такой ситуации остается делать Анкаре? Она, конечно, определенные шаги предпринимает. Так, в преддверии обсуждений в Конгрессе Вашингтон посетит группа турецких парламентариев, которые попытаются убедить своих американских коллег не принимать резолюцию о Геноциде, хотя в самой Турции мало верят в успех этой затеи. В Анкаре не дураки и прекрасно понимают, каких конкретных шагов от них ждут в мире и в Вашингтоне. Другое дело, что турецкие лидеры в угоду Азербайджану и своим местным радикалам за последнее время сделали столько заявлений о своем карабахском предусловии для ратификации протоколов, что оказались в своеобразной западне.
С одной стороны, в Анкаре понимают, что национальные интересы Турции требуют ратификации протоколов, не говоря уже об интересах региональных и международных. С другой стороны, правительство Эрдогана очень боится расписаться тем самым в провале своей ультимативной дипломатии… Отсюда та тактика, которой сегодня придерживается официальная Анкара. Она пытается всячески выиграть время, пытаясь убедить мировое сообщество, что конструктивный диалог с Арменией, в том числе и по Карабаху, продолжается и вся проблема исполнительной власти Турции заключается в том, что в «демократической» Турции она не может влиять на власть законодательную, сосредоточенную именно в руках партии Эрдогана.
Недавно очередной похожий блеф попытался провернуть глава турецкого МИД Давутоглу. С его слов турецкие масс-медиа распространили информацию о том, что в Киеве состоялась встреча президента Саргсяна с главой МИД Турции, в ходе которой стороны обсудили перспективы развития двусторонних отношений, карабахскую проблему и так далее…
Блеф, однако, не прошел. Очередной ушат холодной воды на главу турецкого МИД на этот раз был вылит из обычно сдержанной на комментарии пресс-службы президента Армении. Последняя конкретизировала некоторые детали киевской встречи. В частности, указывалось, что президент Саргсян не принимал министра Давутоглу. В ходе инаугурации президента Украины Януковича Давутоглу подошел к Саргсяну и завел разговор о региональных проблемах. В ответ на что в очередной раз услышал подтверждение позиции армянского руководства относительно того, что Турция не может быть посредником в карабахском процессе, поскольку односторонне поддерживает и вооружает Азербайджан.
В ответ же на причитания Давутоглу о том, что правительство Турции не может воздействовать на своих партийцев из парламентского большинства, глава МИД Турции был вынужден выслушать замечание Саргсяна о том, что если Азербайджан не позволяет турецкому парламенту ратифицировать протоколы, то ничто не мешает исполнительной власти Турции, представитель которой Давутоглу так часто любит заявлять о своей мечте о регионе без границ, просто открыть границу, не дожидаясь ратификации протоколов… Ничто, конечно, не мешает, если не считать нежелания и поговорки про плохого танцора…
