Как-то уже приходилось говорить, что самокритика и толерантность политических партий просто пронизывают нынешнюю избирательную кампанию. В качестве иллюстрации приводили цитаты из выступлений лидеров РПА и АРФД. Однако всех затмил своей скромностью лидер АНК Левон Тер-Петросян.
На последнем митинге конгресса выяснилось очевидное-невероятное, что есть целых две вещи, которых Тер-Петросян не понимает. Во-первых, почему его критикуют за деятельность объединенного штаба, хотя АНК предпринимает титанические усилия по сплочению оппозиции, во-вторых, ЛТП непонятна позиция партии "Наследие", которая, как известно, участия в работе штаба больше не принимает и заявила, что с возможными нарушениями избирательного законодательства будет бороться по собственному разумению. ЛТП предположил, что, для того чтобы понять позицию "Наследия", ему не хватает образования.
Когда журналисты спросили у Раффи Ованнисяна, как он относится к предположению Тер-Петросяна насчет недостаточности образования, чтобы понять позицию "Наследия", Раффи ответил, что к мнению Тер-Петросяна относится уважительно… Поставим Раффи пятерку за остроумие, но с подходом таким все-таки не согласимся. Не человеколюбиво. Все-таки экс-президент — востоковед. Нельзя оставлять человека в неведении: ликвидация безграмотности, пусть даже политической, дело необходимое.
Итак, почему конгресс критикуют за объединенный штаб, где Тер-Петросян пытается объединить оппозицию? Ну во-первых, надо разобраться, о какой оппозиции идет речь. Что касается "Наследия", эту партию конгресс, похоже, достал окончательно и бесповоротно. Вообще история взаимоотношений "Наследия" и АНК (АОД) очень примечательна. Было время, когда в "Наследии" можно было отчетливо выделить два направления: одно – полностью ориентированное на поддержку ЛТП, другое – более сдержанное, отмеченное опасениями относительно негативных последствий такой позиции. Представляется, что именно из-за этой разницы в подходах Раффи Ованнисян порой оказывался в правлении родной партии в меньшинстве.
Но за минувшие годы ЛТП умудрился сделать все от себя зависящее, чтобы оттолкнуть "Наследие" от АНК. Хотя именно представители этой партии были рядом с митингующими в черный день 1 марта, когда ЛТП отсиживался под "домашним арестом". Кто знает, может, согласно каким-то глубинным фрейдистским законам, именно этой элементарной человеческой порядочности и не может простить ЛТП "Наследию"? Как бы то ни было, с определенного периода отношения АНК и "Наследия" стали заметно ухудшаться, даже несмотря на то, что "Наследие" в угоду ЛТП не приняло участия ни в президентских выборах, ни в первых выборах Совета старейшин и мэра Еревана. Так сказать, предоставив оппозиционное поле в безраздельное пользование АНК и Тер-Петросяну.
Однако неучастие "Наследия" в выборах Совета старейшин АНК не помогло. Все закончилось фиаско: РПА и Гагик Бегларян разгромили АНК, в копилке которого оказалось голосов вдвое меньше, чем было получено в Ереване годом раньше на президентских выборах.
Потом были другие малые и большие перипетии, как, скажем, игнорирование конгрессом голодовки Ованнисяна. Но казалось, что в преддверии парламентских выборов у двух партий снова есть шанс объединить усилия. Шанс, возможно, и был, но ЛТП опять сделал все от себя зависящее, чтобы завалить этот шанс, в частности, были сорваны возможные договоренности с "Наследием" о поддержке единых кандидатов в мажоритарных округах. Параллельно как шла, так и продолжает идти кампания по дискредитации "Наследия" в пролевоновских СМИ. Причем делается это, несмотря на заявления Тер-Петросяна, что он не будет агитировать против "Наследия". Он и не агитирует: этим занимаются ближний округ и обслуживающая пресса.
ЛТП мог эффективно сотрудничать с "Наследием" на благо двух партий, но он предпочел тактические маневры в надежде что-то урвать у "Наследия", что-то — у ППА, что-то — у АРФД… В итоге "Наследию" это надоело. Обычно сдержанная Анаит Бахшян недавно прямым текстом заявила: "Про АНК говорят, что они не просто сотрудничают с ППА, а напрямую финансово от нее зависят. Теперь, если он этого не отрицает, я тем более скажу: мы сотрудничаем со всеми политическими силами, чтобы надеть железную смирительную рубаху на всех, кто довел эту страну до такого состояния, начиная с самого Левона Тер-Петросяна".
Как видим, о сотрудничестве АНК с "Наследием" говорить не приходится, равно как и о сотрудничестве АНК с демократами, коммунистами или "объединенными армянами". Так что, когда Тер-Петросян говорит о сотрудничестве с другими баллотирующимися в парламент оппозиционными силами, речь может идти только об АРФД: полагаем, даже с учетом лингвистических талантов Тер-Петросяна, недюжинных политологических навыков Амаяка Оганесяна и дипломатического искусства Вардана Осканяна у них все-таки не повернется язык назвать оппозицией "Процветающую Армению". Как бы ни хотелось.
Перейдем теперь к внезапно вспыхнувшей большой любви АНК к ППА. Ведь ЛТП не может понять, почему "Наследие" эту любовь не разделяет, хочет действовать самостоятельно, а не подстраиваться под ППА и отдавать свои голоса ЛТП. ЛТП полагает, что с целью понять позицию "Наследия" ему не хватает образования. Он ошибается. Тут проблема не в образовании, а, скорее, в мировосприятии. Еще проще – в воспитании. Пробелы в образовании восполнить можно, в воспитании – нет. Подобные проблемы в принципе нерешаемы, поскольку записной содержанке, к примеру, всегда кажутся лицемерными подходы порядочной женщины. Она эти подходы не поймет никогда, поскольку считает их только изощренной формой кокетства и жеманства.
Когда-то в газете, редактируемой кронпринцем АНК, как только не обзывали своего нынешнего покровителя! Впрочем, зачем далеко ходить. Даже сейчас, наверное, по инерции, представители АНК призывают на митингах бороться с олигархическим капиталом. При этом вовсю дружат с человеком, чье имя на протяжении ряда лет является символом олигархического капитала в Армении. И удивляются, что "Наследие" примеру АНК следовать не хочет.
Когда критикуют власть — это понятно. Разбуди среди ночи любого гражданина Армении, и он с легкостью ответит на вопрос, какие недостатки есть у нынешней власти. Но ведь миссия оппозиции в том, чтобы быть альтернативой власти, а не ее значительно ухудшенным подобием. Чтобы идти за оппозицией, избиратель должен видеть: оппозиция лучше власти. А что он видит сейчас? Легкость, с какой меняет АНК свои принципы ради лишней копейки или лишнего процента голосов (последнее, кстати, сомнительно)? Легкость, с какой политическая сила, заявляющая о своей решимости пойти на системные изменения, сдает друзей и подпевает некогда непримиримым врагам?
После 2008 года подходы лидера конгресса привели к потере дружбы "Наследия". Затем ЛТП потерял "Свободных демократов". Ради чего? Известно, что содержанкам много не дают, так, чтобы на шмотки хватало. А вот перспектива тактики ЛТП, ведущей к потере им еще одной прослойки своего электората, более чем вероятна. Скорее всего, это мы узнаем совсем скоро.
