Вот и подошла к концу избирательная кампания по выборам в Национальное Собрание. Все немного устали, всем немного грустно, хотя долго грустить не придется: скоро начнется другая кампания – президентская. Однако сегодня хотелось бы поставить положительную точку в нынешней, в ходе которой много говорилось о необходимости перемен. Стоит ли верить в эти перемены? Полагаем, стоит, поскольку первые ласточки заметны уже сейчас.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО РЕЧЬ ИДЕТ О РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ АГИТАЦИИ, которые имели все принявшие участие в избирательной кампании партии. Не все политические силы смогли на полную катушку использовать предоставленные законом для агитации возможности и ресурсы, но это уже проблемы тех или иных партий. Нельзя также не отметить, что, кроме одной-двух партий, все остальные политические силы агитировали за себя, а не против конкурентов. Откровенно меньше стало черного пиара, хотя парочка припартийных каналов по инерции нет-нет да и пыталась испортить общую позитивную картину отдельными эпизодами пристрастной пропаганды и антипропаганды. Выиграют ли от этого курирующие эти каналы политические силы – покажут результаты голосования.
Впервые в Армении будет проведен exit-pool — опрос избирателей на выходе из участков. Результаты опроса будут представлены сразу после закрытия избирательных участков.
Суммируя сказанное, можно утверждать, что в ходе нынешней избирательной кампании не только говорилось о необходимости перемен, но и некоторые направленные на демократизацию избирательных процессов и демократическое формирование власти подвижки стали реальностью. Изменения будут заметны и по итогам выборов. Понятно, что реформы – процесс постепенный, и не стоит ожидать революционных потрясений от результатов голосования 6 мая. Тем не менее, думается, по итогам выборов политическая палитра нового парламента будет несколько обновлена: ожидается вход в парламент одной новой политической силы и сокращение представительства другой. Впрочем, не исключены и более серьезные сюрпризы.
Ошибочно было бы считать, что на данном этапе эти перемены несущественны. Наоборот, предполагаемые изменения в партийной окраске нового парламента более принципиальны, чем может показаться на первый взгляд, и свидетельством тому является явная нервозность некоторых политиков, прекрасно понимающих что к чему.
В то время как одни чернеют от раздражения, другие жестокосердно подшучивают. Так, министр образования и науки Армен Ашотян как-то заметил, что по примеру вузов некоторым партиям не грех бы пройти аттестацию на право заниматься политической деятельностью. Заметим, именно политической, а не благотворительной, популистской и мифологической.
В ЭТОЙ СВЯЗИ НЕЛЬЗЯ НЕ УПОМЯНУТЬ О ВЫСКАЗАННОМ В ТЕЛЕЭФИРЕ УДИВЛЕНИИ руководителя одной из проводящих в Армении соцопросы компаний по поводу того, что существенная часть электората одной из партий отдает ей предпочтение, потому что увязывает деятельность этой партии с благотворительностью. Как видим, проводящие в Армении соцопросы европейцы не очень знакомы с местными реалиями, иначе должны были удивляться тому, что такая привязка делается только на существенную часть, а не всеми 100% электората данной партии. Потому что совсем непонятно, за что еще можно голосовать в пользу данной партии? Разве что за шуточки Петроса, но это было бы еще печальней.
Похоже, результаты голосования покажут, что армянский избиратель все-таки сориентировался и, несмотря на все искушения, предпочел движение вперед возврату к феодализму в одной отдельно взятой стране: к замкам в стиле рококо, церквам и зверинцам личного пользования, высоким заборам, ограждающим замок сюзерена в золотых доспехах от обрабатывающих его землю крепостных.
Как говорит один политик, черное – это черное, белое – это белое. Только не надо путать их местами, добавим от себя. И тогда все будет хорошо.
