Логотип

ФЕСТИВАЛЬ — ОДИН НА ОДИН СО ВСЕМИ

Точность штампа "фестиваль — это праздник" подтверждается не только возбужденным настроем и высоким тонусом фестивальных дней, но и их послевкусьем. Яркость впечатлений и легкая горчинка от того, что еще что-то оптимистичное по сути и интересное по содержанию ушло в прошлое. Пятый Международный Шекспировский фестиваль ARMMONO остался позади, оставив после себя многообразные впечатления, повод к размышлениям и надежду на следующую встречу.
Юбилейный ARMMONO собрал именно такую программу, какую следовало ожидать от фестиваля, проходящего под эгидой имени великого Шекспира, формой своей диктующей высокое актерское мастерство. Практически все привозные спектакли оказались "не ниже планки", а пара — так просто очень крепких. Наши тоже не ударили в грязь лицом, хотя театральное монопространство начали осваивать сравнительно недавно. И даже в тех случаях, когда говорить об абсолютном успехе преждевременно, налицо стремление к поиску и театральному эксперименту. Так, на сей раз ARMMONO расширил жанровые рамки — в его программе оказалась моноопера "Гамлет" Софы Азнавурян, исполненная Грантом Хачикяном и поставленная на экспериментальной сцене при Госконсерватории Левоном Иваняном. Был еще один "Гамлет" — Давида Овсепяна, с перекосом в сатиру и актуальность, с доминирующей темой птичьего гриппа. И назывался он соответственно H/O/MLET.
О спектаклях первых двух фестивальных дней "ГА" уже писал. Продолжим панорамирование. Поляк Кшиштов Гордон внес разнообразие в череду трагических шекспировских персонажей, которые превалировали в программе ARMMONO. Его спектакль назывался "Фальстаф, или Весь мир" и сочетал в себе высокое актерское мастерство с элементами клоунады. Иронический клоун с роскошным голосом и красным шариком вместо носа, сотни неожиданных интонаций и элементы эквилибристики, которые актер выполнял безукоризненно, несмотря на то что перед спектаклем умудрился повредить ногу. "Сны Федры" немки Габриел Шелл — это был совсем другой театр. Жесткий, резкий, моментами откровенно брутальный, который армянскому зрителю, казалось бы, не следовало показывать без предварительной легкой анестезии. Однако рубленые фразы, как и мелко рубленные в окрошку огурцы, изрыгаемые актрисой прямо на сцену, как и массаж с кетчупом публика проглотила не просто безболезненно — хорошо и долго аплодировала. Было чему — эпатажный спектакль был сделан мастерски.
"Проклятая судьба леди Макбет" нашей соотечественницы из Ирана Арине Сукиасян был первым выходом на сцену студентки политехнического института. Девушка старалась, и без претензий, а потому была принята благосклонно. Зато спектакль "Леди Макбет" заслуженной артистки РА Джульетты Степанян, поставленный на сцене театра-лаборатории "Гой" Артуром Саакяном, отточенная режиссура и большое актерское мастерство вызвал зрительские овации и большой интерес у гостей — директоров монофестивалей из разных стран. С неменьшим успехом прошел и "Гамлет" Айка Зорикяна, закрывающий ARMMONO. В нем не было знаменитых монологов рефлексирующего принца, ибо трагедию прогнивающего Датского королевства Айк представил в жанре пантомимы. А интересные режиссерские находки и невероятное обаяние молодого актера нашли соответствующий отклик.
Спектакль "desdMONA" представительницы Австралии Иоланты Юскевич, начавшей свою творческую карьеру в Польше и участвующей во многих экспериментально-поисковых театральных международных форумах, был прямым отражением этого участия. Оригинальная сценография и пластика, жонглирование голосовыми модуляциями, использование на сцене экрана — все это вызвало особый интерес у студентов театрального института, активно посещавших фестивальные спектакли.
Не обошлось и без сюрпризов. Эрвин Гааз, "прописанный в московском "Театральном особняке", автор солидной монографии о монодрамах, виделся чем-то супер. Писатель оказался и хорошим читателем, в течение полутора часов испытывающим публику на прочность. Лично я в категорию сверхпрочных не попала, уйдя с половины и решив перечитать "Ричарда Третьего" самостоятельно.
Украинка Лидия Данильчук совсем не была распиарена, и номером раз вроде бы шла ее соотечественница, народная артистка, регаленосная Лариса Кадырова. Так что на Данильчук шли "в рамках обязательной программы". И как приятно очаровались! Спектакль "Ричард после Ричарда", сделанный, кстати, актрисой в соавторстве с режиссером Ириной Волицкой по просьбе Акопа Казанчяна специально для ARMMONO, оказался высшим пилотажем. Хрупкая женщина в элегантной брючной паре под стон "Коня, полцарства за коня. . . " тащит за собой бархатный мешок, словно полный отрубленных голов. Мешок раскрывается и на сцену выкатываются. . . капустные вилки. Смех в зале. Но очень скоро смешки прекращаются, отступая перед ужасом, охватывающим зрителя. Из капусты рождается черная страсть власти, охватывающая человека. С какой страстностью произносила актриса монологи уродца-чудовища — на украинском и на английском! С какой бешеной энергетикой, жонглируя мясницкими ножами, в порыве дикой, "макабарской пляски смерти" крошила ту самую капусту, взлетающую к потолку! С какой проникновенной нежностью, свингуя, пела английскую колыбельную. . . Казалось, стены малого зала ТЮЗа не выдержат ни страстности исполнительницы, ни зрителя, исступленно кричавшего "браво!"
. . . Акоп Казанчян раздает на сцене дипломы и подарки участникам фестиваля. Подарки, как заметил президент ARMMONO, скорее не памятные, а быстро испаряющиеся — коллекционные армянские вина. Патронаж премьера Сержа Саркисяна, поддержка мэра Еревана и других спонсоров позволили не только одарить участников, но и устроить гостям фестиваля прекрасную неделю в интерьере золотой армянской осени, которую они, можно надеяться, запомнят. Кстати, во славу стимулирования журналистского интереса к театру один из спонсоров, компания Antares, объявила конкурс на лучшее печатное, теле- и радиоосвещение фестиваля. К 30 сентября будут подведены итоги, и награды — ручки знаменитой фирмы Senator — найдут героев. Кончен бал. Пятый бал.
Хорош тот проект, который не стоит на месте. Это Акоп Казанчян, чья многообразная театральная деятельность известна далеко за пределами театрального мира, прекрасно осознает. И поэтому к следующему ARMMONO готовит новацию. Мастер-классы, театр-лаборатория в рамках фестиваля. "Хочу пригласить Стуруа, он уже дал свое согласие, еще одного режиссера, долгое время работавшего с Гротовским, и в Цахкадзоре в дни фестиваля собрать человек 20-30 студентов, молодых режиссеров и актеров — тех, кому по-настоящему интересно и полезно, чтобы в течение недели с ними работали мастера мирового класса. Думаю, это реальная польза, которую ARMMONO может принести", — говорит Акоп.
Если фестиваль, приносящий эмоционально-просветительскую пользу, начнет приносить еще и пользу прикладную, ему можно смело предсказывать долгие лета.