Логотип

НЕИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ УСПЕХ ИМПРОВИЗИРОВАННЫХ ГАСТРОЛЕЙ

Браво организаторам, а именно нашему и российскому министерствам культуры, московской организации "Интеркультура" и Союзу театральных деятелей Армении! Если не по масштабу, то по качеству нынешние "Русские сезоны" легко перещеголяли прошедшие три года назад Дни культуры России в Армении. Щедрин на сцене и Плисецкая в ложе филармонии, Кремлевсий балет — на пароняновской площадке, заметьте — одновременно. Не слабо!
Неисповедимы коридоры зрительского сознания! Ну кто бы мог подумать, что в наших дремлющих под сурдинку всяческих "золотых кларнетов" душах скрывается балетоман! Во всяком случае лишний билетик на гала-концерт Кремлевского балета спрашивали в столичных кассах задолго до того, как прославленная труппа прибыла в Ереван.
В культурной табели о рангах русский балет звучит не просто гордо. И хотя выступление Кремлевского балета в День России воспринималось более чем символично, о чем сказал со сцены председатель СТД Акоп Казанчян, приезд этот в рамках "Сезонов" оказался во многом импровизированным. Поэтому при наличии в зале Театра оперы и балета международного шахматного турнира артисты, привыкшие к километровой сцене Кремлевского дворца — самой большой сцене Европы с 6000-ным залом, — очутились в Театре музыкальной комедии. Впрочем, на мастерство исполнителей это никак не повлияло.
Кремлевский балет родился в 1990 году в результате раскола в труппе Большого театра.
— Мы начинали в жутких условиях, — рассказывает генеральный директор театра, народный артист РФ Андрей ПЕТРОВ, представитель прославленной артистической династии. — Ничего не было, не из чего было платить зарплату, никто не верил, что нам удастся встать на ноги в короткий срок и при той ситуации, которая была в тот момент в экономике нашей страны. Первые три года мы были частным театром, и только с 1993-го, доказав право на существование, указом Ельцина получили статус не просто государственного, а Кремлевского. Это результат колоссального, галерного труда. Счастье, что вся наша творческая труппа — репетиторы, педагоги во главе с главным балетмейстером народной артисткой Екатериной Максимовой — бывшие мегазвезды Большого. Сейчас в нашем репертуаре более 20 спектаклей и наш шеститысячный зал всегда бывает заполнен до отказа.
Стоит ли удивляться, что в 600-местном пароняновском зале народ стоял в проходах. Тем более что дальновидные туристы, которых было хоть отбавляй, видимо, ринулись к театральным кассам первыми. Еще бы! Если учитывать, что встреча с прекрасным в той же Москве, а также в Италии, Испании, Франции, Греции, Португалии, Австрии, где Кремлевский балет частый гость, обошлась бы им в трехзначную сумму, дорогие по нашим меркам цены на билет выглядели благотворительной акцией.
"Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон-Кихот", "Карнавал в Венеции", "Эсмеральда" — отрывки из этих прославленных балетов вошли в программу гала-концерта, которые вынес на суд ереванского зрителя Кремлевский балет. Хотя, по словам Андрея Петрова, театр вовсе не адепт классики в чистом виде. Наряду с хрестоматийными балетами в хореографии еще Петипа и Горского в его репертуаре постановки самого Петрова, Григоровича, Васильева. На кремлевской сцене восстановлены не только "Петрушка" Стравинского, но и другие балеты дягилевских "Русских сезонов", которые шли когда-то в Париже и никогда не ставились на русской сцене.
Открывались, как и следовало русскому балету в День России, Чайковским. "Спящая красавица". Заслуженная артистка России Наталья Балахничева, которую до выхода на сцену упорно принимали за девочку-подростка из кордебалета, очаровала всех и сразу. И уже следующий ее выход Машей в сценах из "Щелкунчика" предварили аплодисменты. Прозрачная, невесомая, летучая красота балета сразу обрела живые очертания. Божественная музыка Петра Ильича электризовала зал, отточенная балетная техника, именуемая "русской балетной школой", громко заявляла о себе.
Лауреат всероссийского конкурса, представитель пермской балетной школы 19-летний Михаил Мартынюк — пришел, увидел и победил ереванскую публику с первой попытки. Уже в дуэте из "Амура и Психеи" он демонстрировал такую технику прыжка и такую артистическую выразительность, что зал взорвался криками "браво!" А уж после сольного номера — Квазимодо из балета Пуни "Эсмеральда", где фантастическое владение натренированным телом сочеталось с дьявольским темпераментом, а элементы классического балета с супертехникой реппера, публика взвыла от восторга.
Эмоции захлестнули зал и уже не отпускали, моментами зашкаливая, как, например, когда выходили на поклон искрометная и обаятельная Китри — Алия Хасенова и ее прыгучий партнер — заслуженный артист РФ Айдар Шайдулин — Базиль из "Дон-Кихота" Минкуса. Они и задали окончательный тон, и на протяжении всего финала концерта, в котором артисты выходили по очереди на короткий блиц-номер, чтобы в последний раз блеснуть мастерством, аплодисменты уже не смолкали.
Словом импровизированный "необыкновенный концерт" опроверг устоявшееся мнение о том, что на сцене хороши импровизации лишь тщательно подготовленные, и родил еще одну импровизированную мысль. Тем более что, несмотря на всю громкость успеха, многие сходились на том, что, будь сцена побольше, да техника получше, он был бы гораздо громогласнее. . . Да и вообще, отрывки из балета — хорошо, а полновесный спектакль — с роскошной декорацией, игрой света, массовыми сценами — ей богу, лучше.
А поскольку очевидный успех "Русских сезонов" приносит не только чувство глубокого удовлетворения зрителю, но и окрыляет их учинителей, армянская сторона решила: летать — так летать. И председатель СТД, он же директор Ереванского международного Шекспировского фестиваля Акоп Казанчян, "не отходя от кассы", приступил к переговорам, а министр культуры Асмик Погосян подвела под это дело надежный базис. В результате расставание со столь милым сердцу ереванских балетоманов московскими артистами будет очень недолгим.
В обширном репертуаре театра "Кремлевский балет" имеется и "Ромео и Джульетта" Прокофьева. А кто сказал, что в Шекспировском театральном фестивале должны участвовать только спектакли драматические? Так что именно эту постановку мы увидим в сентябре в рамках фестиваля, в котором уже заявлены три театра мирового класса. Так что не только подготовленные импровизации хороши.