Логотип

HIGHFEST:

82 спектакля за 9 дней на наших изумленных глазах

"Угроза" превратить Ереван в фестивальный город обрастает реальной плотью на наших изумленных глазах! И театральное дело явно стремится надеть желтую майку фестивального лидера. Желтыми были и блайзеры с логотипом 6-го Международного театрального фестиваля  HighFEST, взявшего старт в минувшую субботу. Цвет, оправданный как минимум тем, что взятый его организаторами курс на праздничность обеспечен полностью.

Как констатировал на церемонии открытия президент  HighFEST-а Артур Гукасян, работа над нынешним фестивалем началась буквально с 14 октября прошлого года – на следующий день по окончании 5-го, юбилейного HighFEST-а, который уже отошел в историю. Работа огромная, что нынешний фестиваль, несмотря на всю невероятность, демонстрирует со всей очевидностью.  82 спектакля за 9 фестивальных дней! Тридцать стран-участниц – от Кот-д’Ивуара до российского Новокузнецка,  от Колумбии до Кыргызстана. Так что наличие в фестивальной программе великобританий, австрий, франций и канад уже воспринимается как нечто канонически разумеющееся.

Пока недлинная шестилетняя фестивальная история может и не приблизила Артура Гукасяна к его заветной мечте – делать фестиваль уровня  номер раз, Эдинбургского, зато расставила все точки над "i", окончательно прорисовала четкую линию, можно даже сказать, генеральную магистраль. В программе нынешнего HighFEST-а гораздо меньше вынужденной всячины и гораздо больше логики – спектакли, ярко иллюстрирующие пути развития современного недраматического театрального поиска. "Таким поставленным голосом и "Я вас не боюс-с-сь!" – нет!" — любит повторять Артур. А HighFEST собирает под свои знамена спектакли пластические, дансантные, выстроенные на мультимедийных эффектах и достижениях компьютерной графики, театры теней и театры пальцевые, уличные представления и музыкальные джем-сейшны. Слова нужны лишь для того, чтобы скрывать свои мысли и чувства, все остальное можно сделать понятным и без них!

Конечно, вообще без слов не обойтись. Но если сначала будет Слово, то оно должно быть новым! И, наверное, одним из самых больших и личных своих достижений в контексте нынешнего HighFEST-а его президент считает приезд в Ереван "великого и ужасного" Марка Равенхилла –  автора "программной Shopping & Fucking и множества других нашумевших в мире пьес, фигуры мрачноватой, но культовой, подрывателя основ и основоположника "новой драмы".  На глазах изумленных поклонников нового направления мрачная личность  уже проводит живые мастер-классы – осуществляет постановки своих знаменитых двадцатиминутных мини-новодрам. Так что, возможно,  под влиянием магнетического человека сперматозоид новой драмы наконец привьется на нашей консервативной почве.

Особняком стоят в  нынешнем фестивале и российские спектакли, представленные в программе обильно, и все не ниже планки, во всяком случае планки сенсационности. Как-то: визуальное действо компании Романа Габрия "Баралгин" и моноспектакль Центра драматургии и режиссуры Казанцева "Я – пулеметчик".

А открывал шестой HighFEST показывающийся в наших краях уже в третий раз и успевший стать любимцем публики обладатель "Золотой маски", опять же российский театр "ЧелоВек" удивительного Игоря Григурко. "Анаморфозы шута" – пластическая фантазия по произведениям Сальвадора Дали.

Но сначала были яркие шутовские наряды детишек из Маленького театра при Центре эстетического воспитания и веселые, радужные буквы HighFEST – спускавшиеся с колосников под полные энтузиазма аплодисменты зрителей. И даже сам президент фестиваля Артур Гукасян появился перед высокой публикой в разноцветном колпаке с бубенчиками – в знак того, что умное лицо — еще не признак высокого искусства, господа.

Главный учинитель действа поблагодарил всех тех, без кого большой театральный праздник был бы невозможен, и в первую очередь — присутствующих в зале главу правительства Тиграна Саркисяна и министра культуры Асмик Погосян. После того как г-же министру был вручен букет от благодарных застрельщиков фестиваля, Артуру оставалось сделать еще одно важное сообщение: в нынешнем году HighFEST обзавелся фестивалем-побратимом – еще одним международным театральным форумом, который  проходит параллельно "главному блюду" и посвящается 100-летию большого американского писателя и большого армянина Уильяма Сарояна. Но не будем складывать все яйца в одну корзину.  Сарояновский фестиваль – тема отдельного разговора.

Итак, Артур Гукасян пожелал удачи всем участникам фестиваля и ярких впечатлений армянскому зрителю, который, собственно говоря, и является главным двигателем театрального прогресса, во всяком случае стимулом к движению.

Ну а потом настало время ЧелоВека. Время "Анаморфоз Шута", время Дали, пропущенного сквозь призму  мировосприятия Игоря Григурко.  Творчество Григурко сочетает абсолютную уверенность мастера с наивностью почти детской. Детство человеческого духа как бы возрождается в его работах, — может, оттого у него такая страсть к познанию, к деформации, к устранению видимости, к сдвигам. Может, оттого его так увлекли "превращения" великого сюрреалиста. Картины, что писали "человеки" на сцене, рождались из фантастических сплетений молодых, прекрасных, замечательно натренированных тел, из до тонкости продуманных и отлично решенных  костюмов, из тончайшей игры света.

Мир, созданный неиссякаемой фантазией постановщика, был на редкость одухотворенным, несмотря на свою утонченно материальную фактуру. Порой эротика – оправдание его красок и его поз, душа и смысл композиций. Не грубая эротика ренессансных полотен, а почти бесплотная эротика сна.  И рождение прекрасных картин на глазах не устававшего изумляться зрителя в свою очередь рождало столь острое ощущение красоты жизни и острую боль от  осознания ее уязвимости.

Первый спектакль HighFEST-a задал высокую планку. Ну а дальше,  как сказал Гукасян, успеха участникам и еще много ярких впечатлений зрителям.