Логотип

«МИХР»: ТЕАТР СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ

В  табели о фестивальных рангах российская "Золотая маска" – это звучит гордо.  О "Студенческой маске", действующей под эгидой главной российской театральной премии и фестиваля, известно гораздо меньше, что вовсе не умаляет  ее калибр. Так вот, на международном фестивале "Студенческая маска", куда съехались молодежные театры из 14 стран, наш театр пластической драмы "Михр"  под руководством Цолака Млке-Галстяна оказался в пятерке лидеров и по большому счету взял лучшую номинацию!

Наверное, в детстве Цолак Млке-Галстян был не просто красивым ребенком, но еще и ребенком, создающим кучу проблем, – из тех, кто корпит с ножницами в руках над маминым вечерним платьем для занавеса в домашнем театре и раскрашивает стены во все цвета радуги, чтобы радостнее жилось. С пяти лет его отдали танцевать – учился армянским народным танцам, закончил хореографические курсы, был чемпионом в конкурсе по латиноамериканским танцам. Но вместо балета, которого "не люблю", пошел в Художественную академию, из которой вышел с дипломом художника-графика и … начал создавать постановки собственного сочинения, в которых танец, пластика синтезировались с живописью, красками, цветом. Сначала это были постановки-акции – к 24 апреля, к другим памятным датам. Сценой становилась любая улица, сквер площадь.

— Наш театр существует почти 6 лет. Мы с сестрой Шогакат создали его в 2003 году, — рассказывает Цолак. — Сперва он был придуман для того, чтобы молодые делали то, что они хотят, свободно выражали свои мысли и эмоции. В первое время мы проводили много акций.  В 2004-м я понял, что мы созрели для театра нового жанра, который будет работать, синтезируя рисование и движение. Потом уже прибавилось драматическое искусство, погружение в философию. Мы стараемся основываться не на  крутых движениях и сложных па, а на движениях, которые говорят о духовном. Мы выбрали свою дорогу — хочется находить что-то свое. То, что делаем мы, в Армении никто не делает.  В Европе много дансантных театров, но они ориентированы на балет, пусть балет–модерн.  А наша  цель —  спектакли, синтезирующие многие виды искусства. И мы в поиске.

Последние четыре года "Михр" выпускает хотя бы по одному целостному спектаклю в год, и это не считая "мелких увлечений".  Эта маленькая труппа  пластической драмы из десяти человек – наглядная иллюстрация к тому, что театр рождает не здание, а люди, которые его придумали и которые его любят.  На вопрос, на чем они держатся, Цолак коротко отвечает: "На энтузиазме!"   А уж энтузиазма и энергии ему не занимать. Он сам придумывает либретто, сам ставит танец, делает эскизы костюмов и декораций, сам подбирает музыку. И в результате рождаются спектакли самобытные, яркие, с резким сценическим рисунком и пульсирующим нервом. А мир не без добрых людей, и на постановки, которых уже набралось числом 6, находятся мини-спонсоры, готовые поддержать творческий поиск молодых и неугомонных.  

На "Студенческую маску" Цолака со товарищи порекомендовал президент "Айфеста" Артур Гукасян. Благополучно пройдя отбор, они оказались в российской столице благодаря финансовой поддержке нашей столичной мэрии. А там уже собрались молодежные театры со всех стран СНГ и сосидельцев по бывшему соцлагерю, чтобы пленять своим искусством свет.

— В первый день мы играли в театре Джигарханяна – это было открытие фестиваля и еще не спектакли, а отрывки-"визитки". Наш этюд приняли  на ура и, смею сказать, как-то сразу выделили. А вообще все было очень красиво и с драйвом. Собственно спектакль "Может, я безумен" играли  на Открытой сцене, метро "Арбатское", Культурный центр в Центре.  Зал был небольшой, но народу набилось втрое больше положенного. Я очень доволен своими ребятами – они выложились по-настоящему, — рассказывает Цолак.

Фестиваль предусматривал 5 номинаций для лучших – актер, актриса, дуэт, освоение пространства. Приятно, но банально. Молодой театр из Еревана получил "Студенческую маску"  самую выразительную – "За нахождение новых форм в современном искусстве". И когда ее объявили и молодой и красивый армянский режиссер-хореограф-художник вышел получать ее, публика повскакивала с мест, чтобы еще раз стоя поприветствовать полюбившихся актеров.   Вместе с призом театр "Михр" привез из Москвы два приглашения на международные фестивали. Директор фестиваля в Тюмени приметил группу Цолака еще будучи гостем "Айфеста", а вот ангажемент в Латвию – результат исключительно "масочный".

Еще одно приглашение – в Иран – театр "Михр" получил в день премьеры своего нового спектакля "Санасар и Багдасар", созданного на сцене Союза театральных деятелей и при финансировании СТД.  Дух национального эпоса, рождающийся из синтеза каких-то исконно армянских тем — проекций древних храмов на экране, четких движений натренированных тел, народных напевов и бессмертной музыки Комитаса.

— Комитас – мой вечный источник вдохновения, и я хочу посвятить ему свой новый спектакль, — рассказывает Цолак. —  Он не будет похож на наши предыдущие спектакли. В нем  не будет  декораций и будут слова, мне кажется, о Комитасе  нельзя без слов. Я хочу сделать спектакль, чистый по форме.  Чистая территория – территория медитации, духовного начала, очищения.

Спектакль "Может, я безумен" получил во второй раз премию международного фестиваля – перед Москвой была Прага. Пожелаем будущему "Комитасу" победы духовного начала и победы в сердцах зрителей.