Логотип

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕРЕВАНА ЗАНЯЛ ШЕКСПИР

Непосредственно перед открытием VII Ереванского Шекспировского Международного театрального фестиваля, который с нынешнего года носит имя легендарного исполнителя шекспировских ролей Ваграма Папазяна, состоялась пресс-конференция с участием его первых гостей. Один из самых авторитетных шекспироведов мира Анджей ЖУРОВСКИ, один из величайших театральных режиссеров современности Роберт СТУРУА, один из самых блистательных артистов России Александр КАЛЯГИН – этот ареопаг достаточно красноречиво свидетельствовал о том, что фестиваль взял высокую планку.

Случаются в нашей жизни вещи невероятные, но очевидные. Нынешний шекспировский, проведение которого в какой-то момент стояло под угрозой из-за нагрянувшего экономического кризиса, всем смертям назло "комильфо" не только в смысле основного блюда – интереснейшей фестивальной программы, но и в смысле аранжировки. В год невиданного финансового напряга решили не сдаваться – столичная мэрия, решившая не лишать народ праздника, проявила неслыханную щедрость. Министерство культуры кинулось изыскивать дополнительные средства из запасников. "Армавиа" взяла на себя перевозку почти шестидесяти человек за сумму почти символическую. "Сабиратур" и гостиница "Европа" занялись французами вместе с Посольством Франции.  Администрация отеля "Метрополь" выносит многочисленные капризы знаменитых гостей не только за счет своих нервов.

О том, где проводить открытие фестиваля, который в год 100-летнего юбилея корифея армянской сцены Ваграма Папазяна стал носить его имя, долго дискутировали. В итоге театральную богемность решили оставить на последующие дни – победил шик. Победило здание городской ратуши, которое и оценено было по достоинству.

К семи вечера беломраморные полы зала все еще подсвечивались льющимися сквозь стекло золотыми лучами осеннего солнца. Под звуки струнного квартета зала заполнялась ладной-нарядной публикой – политики и артисты собрались, чтобы оповестить город, что праздники культуры и искусства равно дороги каждому сердцу.

"Берет старт Международный Шекспировский фестиваль — прекрасная столица Армении Ереван вновь превращается в некий перекресток театрального искусства, и это не случайно. Армянский театр заслуженно гордится своими глубинными шекспировскими традициями. Неповторимы шекспировские образы, воплощенные Сирануйш, Петросом Адамяном, Ваграмом Папазяном, Грачья Нерсисяном, Хореном Абрамяном, Сосом Саркисяном и другими большими артистами, стали золотыми страницами нашей культуры. И, на мой взгляд, в том, что с нынешнего года Ереванский Шекспировский фестиваль будет носить имя великого Папазяна, есть какая-то естественная логика", — сказал, приветствуя гостей, хозяин дома, столичный мэр Гагик БЕГЛАРЯН.

Прелесть как красиво оформленные столы пока оставались в неприкосновенности – под звон бокалов публика поздравляла организаторов фестиваля и, конечно, в первую очередь его главного виновника — председателя СТД Акопа Казанчяна. Телевизионщики писали свои "синхроны", выстраиваясь в очередь у вип-гостей, и просили "комментариев по поводу" у наших звезд.

"Мне очень радостно, что этот фестиваль состоялся. В годы, когда в Ереване проходил шекспировский фестиваль моноформата, я бывал его гостем и каждый раз желал армянской столице превратиться в театральное пространство, где будут собираться создатели больших спектаклей, объединенных под знаменем величайшего драматурга мира. У меня на носу две премьеры, кстати, обе по Шекспиру, очень напряженный период в театре, но сегодня я не мог не приехать сюда, чтобы быть рядом с вами. Я желаю ереванскому фестивалю долгих лет и много-много интересных спектаклей", — сказал великий режиссер и объект всеобщей любви Роберт СТУРУА.

Элегантнейший Анджей ЖУРОВСКИ, напоминающий прибалтийских звезд советского кино, заметил: "Я даже не могу сказать, как Стуруа, что "мне очень приятно", потому что уже несколько лет работаю вместе с Акопом Казанчяном над этим фестивалем – отбираем спектакли, что-то рекомендуем друг другу. У нас в Гданьске уже много лет существует шекспировский фестиваль, и на нем за последние годы замечательно показывались армянские постановки. Это прекрасно, что в такое нелегкое время ереванский фестиваль сумел обрести масштаб и, я надеюсь, что нам еще предстоит долгий совместный путь".

…Легендарного коньяка "Арарат" в бокалах оставалось все меньше, возбужденные голоса становились все громче, мысли о кризисе экономическом и театральном, как и мысли вообще, в голову не лезли, зато пьянящее возбуждение от праздника, который состоялся, в душе поселялось.

 А назавтра нарядная публика забила отвальным аншлагом зал Национального театра им. Сундукяна. Московский театр Et cetera под руководством А. Калягина открывал фестиваль спектаклем "Шейлок – венецианский купец" в постановке Стуруа.

"Мы первый раз участвуем в фестивале, хотя приезжали сюда и показывали некоторые свои работы. Но для нас это важно, для нас это почетно, тем более что мы открываем фестиваль "Шейлоком" — спектаклем нашего любимого режиссера Роберта Стуруа, человека, которого мы обожаем, который дал импульс нашему театру и во многом определил его путь. Спектакль идет шестой год, и он давно не смотрел его, не сидел в зале, не плевался – "неужели это поставил я!"… И все-таки мы работаем вместе, Бог любит троицу, и скоро мы приступим к третьей совместной работе – к "Буре" Шекспира", — говорил Александр КАЛЯГИН до показа спектакля.

"Нежели это поставил я?!"… Конечно, это поставил он – комедию Шекспира "Венецианский купец" и свою, стуруаевскую грустную притчу о людях, которые из века в век не умеют отказаться от неприятия, непримиримости к иному, чем свой, менталитету, иной культуре, иному мироощущению. В вечную и совершенно сегодняшнюю, одетую в сегодняшний костюм историю банкира-ростовщика и его должника врывались не только биржевые сводки с экранов телевизоров, но какие-то клоунессы, какой-то "арабский степ", и венецианский дож напоминал одновременно Ивана Грозного и сельского юродивого…

Десятки "придумок", рожденных не иссякающей и улыбающейся фантазией мастера, возведшей Роберта Стуруа в статус одного из величайших театральных режиссеров эпохи. И блистательный Александр Калягин, умеющий ежесекундно обманывать ожидания зрительного зала, потому что арсенал его актерских красок, нюансов и полутонов неисчерпаем. И публика в порыве эмоций аплодировала. А перед шквальными аплодисментами, которые предваряли главный монолог Шейлока и финальный диалог Шейлока-Калягина, и Антонио – Вержбицкого, на какие-то секунды возникала та пронзительная тишина, которая свидетельствует о том, что у зрителя на миг остановилось сердце, чтобы вновь забиться в восторге. Правда, по ходу всего спектакля не покидало ощущение, что все остальные участники спектакля – отдельно, а Вержбицкий и Калягин – ну очень уж отдельно… Впрочем, публика устроила такую овацию, что дискуссии на тему актерской квалификации сделались затруднительными. Да они и не к месту.

Ереванский Шекспировский фестиваль взял старт и продлится еще целых десять дней. Так что – спешите видеть.